| Экономика и цены | 01.06.2004 |
Цена вопроса
Утром - выборы, вечером - деньги?
На прошлой неделе определился генеральный агент по выпуску, размещению, обращению и погашению первого в послереволюционной истории Казани городского займа. Право "вести" муниципальные облигации сроком обращения один год выиграл в конкурсе консорциум, объединивший в целях проведения этой программы московский Росбанк и татарстанскую инвестиционную компанию ТатИнК.
Проект еще не прошел регистрацию в минфине. Дата и схема размещения облигаций не определены, и остальные организационные и финансовые параметры займа пока в стадии разработки. Однако, как сообщила "ВК" сотрудник ТатИнКа Елена Булюхина, предполагаемый объем займа - 500 млн. рублей, а размещение должно пройти до конца 2004 года.
Основные финансовые условия проведения муниципального займа (городской бюджетный дефицит не более 10 процентов без учета финансовой помощи и возможность рассчитаться с долгом, выплачивая не более 15 процентов годовых доходов бюджета), в принципе, выглядят вполне доступными. Но это - технические условия. Беда в том, что у Казани отсутствует главное - идеологическое - условие выпуска муниципальных облигаций. А именно, сам муниципалитет, т.е. общественное самоуправление.
Ведь и мэр Казани - назначенец, а не выборное лицо, и сама казанская власть де-юре является подразделением государственной власти. Эта нелепица осталась в наследство от прошлых выборов столичного горсовета - так уж была сконструирована система власти в Татарстане в1999-м. А нет муниципалитета - нет муниципальной собственности (администрация Казани управляет объектами собственности в городе "по доверенности" от кабмина); нет муниципальной собственности - нет надлежащего обеспечения для муниципального займа.
Из этого муниципально-правового тупика не выйти, не проведя реформу власти в Казани. А она невозможна без выборов нового горсовета и мэра уже как органов местного самоуправления. Это, кстати, актуально и для остальных городов республики. Председатель комитета по госстроительству и местному самоуправлению Госсовета РТ Александр Федоров соглашается, что вопрос назрел:
- В декабре по всей республике истекают сроки полномочий районных властей (кроме тех, которые избирались после 99-го). Путин предложил на год продлить их полномочия. Мы и сами хотели это сделать, и раз уж такая инициатива исходит от федеральной власти, мы ее поддержим. Уже на этой сессии будем рассматривать этот вопрос.
Возможная дата выборов, как сообщил "ВК" начальник казанского управления по связям с общественностью Максим Игнатьев, действительно является сейчас предметом обсуждения и в администрации Казани. В качестве вариантов рассматривается декабрь этого года (на случай, если продление полномочий все-таки не состоится), а также июнь и октябрь 2005-го.
Первым шагом к выборам должно стать определение границ муниципальных образований. По неофициальной информации, соответствующий проект может поступить в Госсовет уже к октябрю. Но даже и при этом ускоренном варианте развития событий Казань вряд ли успеет провести свой первый муниципальный заем в 2004 году, как хотелось бы казанской власти. Кстати, от выборов в Казани зависит не только выпуск этих облигаций, но и давно запланированное получение кредита Всемирного банка. Хотя плательщиком этого бюджетозамещающего кредита будет правительство России, в число основных условий его получения входит наличие у Казани муниципального статуса.
Между тем вопрос "Как занять?" ничуть не важнее вопроса "Как потратить?".
- "Муниципальные" или не муниципальные - это спор о словах... Лучше спросить: куда пойдут заемные деньги? - сказал мой собеседник, принадлежащий к числу руководителей структур казанской мэрии и обладающий в силу этого значительной информацией об особенностях городских финансов. - В принципе, занимать для того, чтобы вкладывать в бизнес в расчете на отдачу, это обычная и положительная практика. Но если занимать на "инвестиции в программу подготовки к тысячелетию Казани" - это будут проеденные деньги. Дело в том, что бюджетные финансовые органы часто называют "инвестициями" то, что является капвложением. Инвестиции - то, что принесет прибыль. А, например, реконструкция оперного театра... это замечательно, кто же против оперы и балета?! - но это не инвестиции, как и другие запланированные к тысячелетию капвложения в культуру и социалку. На следующий день после празднования тысячелетия Казань очнется в состоянии сильного похмелья. Деньги кончатся, а долги возвращать надо.
Проще говоря, ситуация такова. Заемные деньги, вложенные в дело, сами зарабатывают на выплату долга - заемные деньги, вложенные в престиж, напротив, съедают будущие доходы бюджета. А что завтра делать тому, кто завтрашние доходы истратил сегодня? Снова занимать, чтобы расплатиться с долгами.
Конкретных сведений о программах, на которые казанские власти хотели бы направить средства муниципального займа, пока нет. Зато известно, что казанские власти много раз выражали сожаление по поводу недостаточного инвестирования в "тысячелетнюю" юбилейную программу.
И еще есть косвенный факт: в том же конкурсе на обеспечение выпуска муниципальных ценных бумаг был второй этап (победителем его стал Внешторгбанк) - на выпуск облигаций с трехлетним сроком обращения. А в практике заимствования более "длинные" облигации часто предназначены для обслуживания более "коротких". Таким образом, однажды влезший в долги оказывается в долгу надолго...
Так что это даже хорошо, что программу муниципальных облигаций нельзя провести раньше, чем муниципальные выборы. А то Камилю Исхакову пришлось бы идти на выборы с репутацией человека, заведшего Казань в многолетнюю долговую трясину.
Марина ЮДКЕВИЧ
|