| Горячие материалы | 03.02.2006 |
Закрома Родины
Много нефти в холодной воде
Вчера Минфин Татарстана, Управление Федеральной налоговой службы (УФНС) по РТ и Управление Федерального казначейства подводили финансовые итоги 2005 года. Суммировал их Рустам Минниханов: "Система работает эффективно".
Реальная экономика Татарстана напоминает глубокую реку под маслянистой пленкой. На блистающей поверхности - "нефтянка" (отчисления нефтедобычи и нефтехимии на две трети формируют собственный доход бюджета республики при общих доходах этого бюджета за 2005 год в 75 млрд. рублей) и деньги из федерального центра (23,1 млрд. руб. - в республиканский бюджет плюс 13,6 миллиардов - федеральным учреждениям на территории Татарстана). Наблюдать подобное богатство приятно, с одной стороны. С другой стороны, не видно, что там внизу, и есть ли жизнь в воде под этим богатым поверхностным слоем.
Нефть с водой соединяются в нечто однородное лишь в том единственном случае, в котором соединяются богатство с бедностью: в случае, когда власти нужно вывести среднестатистические показатели роста экономики или уровня жизни. Так, на этой неделе Татарстанстат обрадовал сообщением, что в 2005 году денежные доходы в расчете на одну татарстанскую душу выросли на 32,7 процента. А поскольку в число этих душ включаются и дети, то получается, что каждый имеющий самостоятельный доход должен был в прошлом году стать богаче хотя бы наполовину. Тем же, кто не почувствовал этого на своем кошельке, нужно вспомнить правило выведения среднего арифметического, имея при этом в виду, что вчера начальник УФНС по РТ Ринат Хайров сообщил: за 2005 год число официальных миллионеров в Татарстане сильно выросло. 660 человек отчитались в доходах от 1 до 10 млн. рублей (годом раньше таких было 477 человек), а еще 88 человек - в доходах свыше 10 млн. рублей (годом раньше - 18). Каждый новый реальный миллионер дает несколько виртуальных процентов роста показателя под названием "среднедушевой доход".
Теперь вернемся к нашей экономической "реке". В реальности ее поверхностный слой не только не смешивается с толщей воды - такое впечатление, что они даже текут в разные стороны. "Нефтянка" по практически не зависящим от нее условиям все растет и дает общий рост доходов бюджета Татарстана - он вырос за год наполовину, а в среднем по России - на 30 процентов, подчеркнул Ринат Хайров (ведь большинство регионов не имеют нефти). Но при этом растет показатель убыточности других предприятий - в 2005-м он вырос по сравнению с предыдущим годом в полтора раза! В Зеленодольском районе, например, убыточность выросла в 3,4 раза... И полторы тысячи предприятий республики находятся под процедурой банкротства.
Республиканский бюджет за счет нефтяных доходов переполнен (75 млрд. рублей вместо первоначально запланированных 43,5). А 14 местных бюджетов, как сообщил вчера министр финансов Радик Гайзатуллин, не смогли собрать даже запланированных доходов.
- Есть опасение, - заявил председатель бюджетного комитета Госсовета РТ Илсур Сафиуллин, - что органы местного самоуправления задохнутся в своих полномочиях, не подкрепленных средствами.
Утопающий хватается за соломинку, а задыхающиеся местные самоуправления - за земельный налог: поднимают его размер до максимума. В результате, предсказывает г-н Сафиуллин, может начаться отказ мелких собственников от земельных участков, с одной стороны, и разорение сельхозпредприятий - с другой; а тогда и других налогов не соберешь.
Но поскольку "нефтяная пленка" толста и притом не смешивается с этими холодеющими глубинами, а федеральные деньги в честь 1000-летия несколько лет лились на Татарстан в объемах, не снившихся другим регионам, - с поверхности нашей экономики можно при минимальной сноровке сгрести в свою сторону немало ценного. Различные финансовые нарушения с собственно республиканскими бюджетными деньгами составили в 2005 году, по данным минфина, более 1,1 млрд. рублей. А Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по РТ, как сообщил начальник управления Анас Адыев, обнаружило в Татарстане на 4,5 млрд. рублей финансовых нарушений по части расхода здесь денег из федерального бюджета.
Львиная доля этих нарушений пришлась на госзакупки и на празднование 1000-летия. Установлены, по словам Анаса Адыева, факты двойной оплаты услуг УКСом Казанской горадминистрации: 10,7 млн. рублей переплачены при реконструкции бывшего Дома офицеров под ратушу, 5,5 миллиона - при реконструкции оперного театра. Подряды отдаются иностранцам, которые нанимают наших рабочих по дешевке, пользуются нашей техникой, а большие деньги уходят за границу.
- Между тем иностранная фирма, которой отдали реконструкцию Александровского пассажа, к началу работ не имела даже лицензии, - сказал г-н Адыев. - А гостиница "Казань", которую также доверили иностранцам, - все видят, в каком она состоянии...
Сейчас Федеральная служба финансово-бюджетного надзора уже занялась проверкой казанского метро. А метро - оно лишь физически находится глубоко под землей; в экономическом же смысле оно вполне поверхностный объект, поскольку выросло не из реальных предпосылок, подкрепленных расчетом, а из идеологических амбиций, подкрепленных "избыточными" деньгами. А денег на удовлетворение амбиций считать не принято, поэтому при надлежащей проверке этого объекта возможны интересные открытия.
Рис. Сергея ТЮНИНА.
Марина ЮДКЕВИЧ
|