| Образование | 03.04.2004 |
Теория вероятности
Пятна на Солнце - отличники на Земле
Космос ставит оценку
Десятиклассник 31-й казанской школы Марк Шишкин получил бронзовый диплом Поволжской конференции школьников имени Лобачевского, прошедшей на базе КГУ с 26 по 29 марта. Несмотря на то что его работа была представлена секцией астрономии и физики космоса, тема ее вполне земная - "Выявление зависимости активности Солнца на успеваемость учеников". Для чистоты эксперимента Марк взял из учительской (конечно, с разрешения директора!) журналы 3-х "Б" классов за восемь лет: с 1996-го по 2003-й. Почему именно третьих, да еще и "Б"? Во-первых, в третьем классе детишки более непосредственны, но в то же время уже как-то адаптировались к школьной жизни. А во-вторых, "бэшки" - в этой школе середнячки (не гимназисты и не совсем уж безнадежные троечники). Марк намеренно не стал брать старшие классы: у них на носу выпускные экзамены и аттестат. И чистоте эксперимента мог помешать "левый фактор" - общая заинтересованность и учеников, и учителей в положительных оценках. А временной отрезок исследования объясняется одиннадцатилетним циклом активности Солнца, пик которого приходился на 2000 - 2001 гг.
Когда Марк принес гору "макулатуры" домой и объявил о начале своего научного исследования, мама только вздохнула и тщательно стерла с журналов "пыль веков". Десятиклассник работал по ночам. Расчеты приходилось делать на калькуляторе, а графики и таблицы чертить от руки - на компьютер семейный бюджет пока не тянет. Учитывая, что в готовом виде (оформленная на компьютере приятеля Марка) 40-страничная работа наполовину состоит из этих самых графиков и таблиц, труд - титанический.
- С самого начала у меня была гипотеза, что активность Солнца снижает работоспособность, а значит, успеваемость падает, - увлеченно рассказывает мне Марк. - Но, оказывается, это верно только для короткого промежутка времени - до трех месяцев. Например, я заметил, что если в первом полугодии Солнце активно, то успеваемость падает, и наоборот.
Марк объясняет это тем, что наш организм не успевает приспособиться к этим кратковременным всплескам, поэтому и дает сбой. А с 11-летним циклом солнечной активности человечество давно синхронизировало свои биологические часы. Поэтому на графиках, составленных Марком за все восемь лет сразу, кривые солнечной активности и успеваемости "ползут" рядышком. В те годы, когда Солнце "смирное", в школьных журналах больше троек, а когда оно на пике активности - больше пятерок.
- Когда я прочитал о том, что в Набережных Челнах учитель поставил 70 двоек, так смеялся! - вспоминает Марк. - Этот случай только подтвердил мои выводы. Ведь сейчас активность Солнца на спаде. А значит, на спаде и успеваемость. Она будет снижаться до 2006 года. Пик солнечной активности прогнозируется на 2011 - 2012 годы. Вот тогда школьники без особого труда смогут учиться лучше.
Но некоторые результаты исследования ставили Марка в тупик. Например, взяв в качестве промежуточного фактора заболеваемость школьников и карантины по гриппу, Марк обнаружил, что как только карантин заканчивается, заболеваемость возрастает процентов на 20%. Объяснить этот парадокс с научной точки зрения десятиклассник так и не смог. Видимо, юному астроному не хватило медицинских знаний или жизненного опыта.
Марк сделал и еще одно немаловажное открытие. Оказывается, снижение солнечной активности особенно сильно влияет на троечников - в такие периоды у них в дневниках частенько появляются "пары". Отличники же и ударники "солнечный удар" держат лучше: у них тройки если и появляются, то редко. Впрочем, юный исследователь и в этом случае не исключает влияния "левого фактора": любому учителю легче влепить "пару" троечнику, чем тройку - отличнику. Поэтому Марк запланировал провести еще одно исследование - о влиянии солнечной активности на учителей. А пока он предложил сформировать в школе "солнечный патруль", который бы следил за показателями солнечной активности и предупреждал учеников и учителей о "критических днях", как метеорологи предупреждают хронически больных. Администрация школы обещала подумать над предложением юного астронома.
- Результаты, полученные Марком, очень любопытны, - оценил работу десятиклассника его научный руководитель доцент кафедры астрономии КГУ Георгий Жуков. - Особенно ценно то, что свои выводы он сделал на основе многолетних данных. Жаль, что у него не нашлось помощников в других школах, хотя я предлагал эту тему многим. Тогда результат был бы еще убедительнее. Хотя я считаю, что на успеваемость наших школьников гораздо больше, нежели солнечная активность, влияют неутомимые реформаторские порывы нашего министерства образования и нищета учителей. Но за результатами исследования в этой области - уже не к нам.
Фото Олега КОСОВА.
Елена МЕЛЬНИК
|