Жизнь - не фонтан,
но как бьет!
Виктор Сумбатов



№ 50 (2157)
4 апреля 2001, среда
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Экономика и цены04.04.2001
Под крылом самолета
"Ну, вы даете!"

Так оценил "Ту-324" личный летчик Путина

Не до смеха было авиаторам 1 апреля. С этого дня "Евроконтроль" запрещает полет российских самолетов, не оснащенных системами противостолкновения и качественной авионикой.

Этот приказ - удар по отечественному авиастроению, которое и без того находится в катастрофическом положении. Вряд ли крупные авиакомпании ("Аэрофлот" и "Трансаэро"), давно уже делающие ставку на "Боинги", будут покупать российские лайнеры. В правительстве засуетились - начали искать пути выхода авиации из глубокого кризиса. Планируется отменить все таможенные и налоговые льготы на ввоз зарубежных лайнеров. А в этом полугодии Минэкономразвития, Минтранс, Минфин и "Росавиакосмос" собираются определить сроки проведения первого тендера на получение государственной поддержки лизинга авиатехники.

Держим курс на Москву

О привилегированном положении зарубежных компаний по отношению к российским производителям, низкой рентабельности отечественных авиапредприятий и свертывании госзаказа в республике заговорили всерьез и открыто в прошлом году, когда стало известно, что Татарстану, как и всем регионам-донорам, придется перечислять большую часть налогов Москве. А до этого руководители республики, взявшей суверенитета столько, сколько можно, похоже, старались не портить отношений с российскими властями... Пытались сами вытащить предприятия из прорыва. Однако восстановить на уровне 90-х годов объемы производства самолетов в КАПО (которое долгие годы было ориентировано на оборонный заказ) не удалось. Спроса на казанские лайнеры нет, объединение - в долгах, как в шелках, и правительству РТ пришлось искать практическую помощь в Москве.

...Вице-премьер российского правительства Илья Клебанов, побывавший недавно в КАПО и на вертолетном заводе, не скупился на похвалы - предприятия, дескать, в хорошем состоянии, квалифицированные кадры не разбежались и лизинговую компанию создали. Все, что сделано здесь, - заслуга, мол, только республики. А еще отметил, что "Ту-214" - самый хороший отечественный самолет и что Россия очень заинтересована в его приобретении. Только вот о том, сколько же лайнеров планируется закупить и когда, высокий гость ничего не сказал. Улетел в Москву, пообещав работникам объединения в ближайшее время установить утраченный со времен Союза госконтроль за авиационной отраслью и поддержку лизинговым сделкам.

Госконтроль на хлеб не намажешь

Пока в правительстве РФ обдумывают, как же при скромных экономических возможностях страны поддержать отечественные предприятия и восстановить потерянный со времен социализма госконтроль над ними, работники КАПО ждут не дождутся, когда же в конце концов им выплатят зарплату за прошлый год.

Кстати, задолженность по зарплате в объединении, как сказал его гендиректор Наиль Хайруллин на недавней сессии горсовета, составляет более 25 миллионов рублей. А еще - немало долгов по налоговым платежам. Но у руководителя КАПО по этому поводу были свои оправдания: после развала Союза оказались у разбитого корыта - "Аэрофлот" рассыпался на мелкие авиакомпании, приоритетная, наукоемкая авиационная отрасль превратилась в отсталую. ...Объединение осталось без военных заказов.

Присутствовавший на сессии Минтимер Шаймиев посоветовал гендиректору поднять рабочим зарплату, мало ведь получают, и брать пример с руководителя вертолетного завода Александра Лаврентьева. Сумел ведь раскрутить предприятие, набрал толковых менеджеров. Сам то и дело ездит за границу, ищет заказчиков.

Хайруллин заявил, что и на "Ту-214" в последнее время появился спрос. Но, как выяснилось на сессии, портфель с заказами оказался тощим. Пока всего шесть реальных заказов. Два самолета "Ту-214" для "Дальавиа" - их должны передать этой компании в лизинг. Есть заказ от "Красноярских авиалиний" на два самолета. Да еще летный отряд правительства РФ просит построить два самолета. И, возможно, председатель совета директоров "Трансаэро" Плешаков решится на покупку лайнеров. Прошлым летом после подписания в Казани протокола о намерении приобрести восемь самолетов "Ту-214" он поднял бокал шампанского со словами: "Я верю в Россию! Я верю в наши самолеты!" После этого патриот ни разу не приехал в КАПО.

Не стоят пока в очереди заказчики за казанскими лайнерами, хотя знающие люди говорят, что они по безопасности не уступают зарубежным аналогам. Но у руководителей компаний свои расчеты. Кто считает, что себестоимость летного часа у отечественных самолетов на 10 - 15 процентов выше, чем у "Боингов". Кому-то не нравится авионика на "Ту" и "Иле". А другие бы, может быть, и рады купить российскую машину, да денег нет.

Жемчужина авиастроения - "Ту-324"

У работников КАПО предмет особой гордости - новый региональный лайнер "Ту-324", созданный КБ имени Туполева в содружестве с 40 другими конструкторскими бюро и НИИ. Авиастроители называют его жемчужиной. Самолет и в самом деле вобрал в себя все самое лучшее, что есть в отечественной науке (достижения КБ имени Туполева) и аэродинамике. В рамках проекта созданы двигатель и авионика, которые позволят (впервые в России!) управлять самолетом двум пилотам.

Говорят, на Международной выставке в Лондоне зарубежные специалисты, увидев макет "Ту-324", были удивлены невысокой ценой самолета. Зарубежные аналоги стоят намного дороже. И уже некоторые страны изъявили желание его приобрести. Но и России нужны подобные воздушные суда. В институте гражданской авиации утверждают - к 2010 году отечественному рынку понадобятся 260 региональных лайнеров, а в 2015 - 560. Ведь самолеты "Як-40", которые используются на внутренних авиалиниях, через год-другой отработают свои ресурсы.

На строительство "Ту-324" нужно несколько миллионов долларов, а это треть республиканского бюджета. Вряд ли такие деньги найдутся и у федерального центра. Кабмин просил уже помощи у правительства РФ, но вопрос о прямом финансировании так и не был решен на заседании, состоявшемся 29 марта.

...Как стало известно, в кабинет министров звонил командир летного экипажа президента Владимира Путина. Долго расспрашивал о самолете "Ту-324". Разузнав все, сказал: "Ну, вы даете!" Теперь в кабмине гадают - как понимать эти слова. Ведь от первого летчика страны многое зависит. Говорят, Путин очень прислушивается к его мнению.

Валентина ПАХОМОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
4 апреля 2001, среда
Все статьи номера:
« предыдущий№ 50 (2157)следующий »

Горячие материалы
Валентина ПАХОМОВА
Юлия АНДРЕЕВА

Экономика и цены
"Ну, вы даете!"
Валентина ПАХОМОВА

Медицина
Людмила ИВАНОВА
Елена МАКС
("Секреты здоровья".)

Правоохранение и криминал
 
Никита ОЛЕЙНИКОВ

Культура
 
Айсылу КАДЫРОВА
Айсылу КАДЫРОВА
Алия ЗИГАНШИНА
 
 

Городские новости
 
Рустем ФАЛЯХОВ

Спорт
Алексей БЕЛОВ
 

Пресс-коктейль
 
 
 
 
 
 
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
("Развлекательная газета".)

Проблемы экологии
Алиса СЕМЕНОВА
 

Социальные проблемы
Людмила КОЛЕСНИКОВА
 
Феликс КАЮМОВ

« предыдущий№ 50 (2157)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет