Жизнь - не фонтан,
но как бьет!
Виктор Сумбатов



№ 50 (2157)
4 апреля 2001, среда
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура04.04.2001
Жил-был художник один...
Татарский двор построили в Молдавии

Выставка художника Горьковской киностудии Евгения Канева открылась в музее КГУ "На антресолях". Выпускник Казанского театрального училища пришел в кино четверть века назад. Среди оформленных Евгением Порфирьевичем картин - "Эскадрон гусар летучих", "ТАСС уполномочен заявить", "Идеальное преступление"... Но теперь, похоже, Канев простился с миром иллюзии. Экспозиция его работ, выполненных в традициях классического реализма, названа скромно и без затей - "Русский пейзаж".

В пейзажах Канева - тихая прелесть средней полосы: поляны и перелески, церквушки и избы. Немного меланхоличные картины, дышащие свежестью и влагой. Это впечатление, возможно, создается благодаря оригинальной технике художника. Он пишет гуашью по мокрой бумаге - листы перед работой специально увлажняет под краном или в ванной.

- Гуашь считается подсобным материалом, пригодным лишь для театральных эскизов, а я пытаюсь сказать, что в ней заложена масса возможностей. Эта краска соответствует моему характеру - такая же подвижная, полнокровная.

- Вам было легко расстаться с кино?

- Да я по сей день на киностудии числюсь. Но там работы нет, платят копейки, что-то делает только молодежь, энтузиасты.

Я приехал в Москву в 74-м году и начал с самых низов - художник-декоратор, художник комбинированных сцен, потом дорос до художника-постановщика. Но фильмам, где я работал в этом качестве, выпала неудачная судьба. "Идеальное преступление" с Еленой Прокловой по российскому телевидению показали, по-моему, всего раз.

В начале 90-х снимали сказку с режиссером Борисом Рыцаревым про Емелю-дурака. Но начались гайдаровские реформы, цены выросли, а сказка очень тяжела в постановке. Картина стала коммерческой, перешла в частные руки, и хозяева после окончания съемок продали права немцам. Не вышел на российские экраны и третий двухсерийный фильм с моим участием - "Слезы и меч", его снимал Тахир Сабиров, автор картин по мотивам сказок Шахерезады.

Кино для меня уже история. Даже если сейчас предложат войти в картину, откажусь. На фильмах, считаю, надо работать только в молодости. Снимать картину долго и нудно. "Эскадрон гусар летучих" делали два года - были там всякие подводные течения. Насколько я знаю, роль Дениса Давыдова писали для Кости Райкина. Но как только Райкина начинают утверждать, фильм закрывают. Потому что в Госкино решили: в этой роли будет сниматься Андрей Ростоцкий, сын Станислава Ростоцкого - режиссера, который заканчивал съемки "Эскадрона". Андрей - парень хороший, спортсмен, сам все трюки исполняет. Но все-таки Костя Райкин подошел бы лучше. Он же танцует, поет, да и внешне похож - курчавый, черноволосый.

- Сложно было разыскать реквизит, декорации к "Эскадрону"?

- Очень много было сделано еще со времен "Войны и мира" Бондарчука. На этот фильм смета была открытой, делай, что хочешь, мы своей "Войной" собирались американцев переплюнуть. На "Мосфильме" с тех пор сохранялись пушки, кареты, а в Подмосковье был сформирован кавалерийский полк для постановки батальных сцен.

- В титрах шпионского сериала "ТАСС уполномочен заявить" упомянуты консультанты из КГБ. Их рекомендации помогали или мешали вам как художнику?

- Скорее, помогали. Помню, трудно было обставить кабинет генерала КГБ в исполнении Тихонова. Он сам говорил - скучно как, стены голые, одни шкафы и портрет Дзержинского. Тогда консультант посоветовал: несите, у кого какие сувениры найдутся - макеты кораблей, южноамериканские маски. Мол, даже генерал имеет право иногда отдохнуть, расслабиться. А на Лубянку нас не пустили. Разрешили побывать только фотографу, чтобы он снял фон - вид из кабинета на Москву.

На съемках нам рассказывали, как в реальной жизни долго и безрезультатно караулили у тайника советника по культуре при посольстве США. Шел дождь, а в парке Победы везде сидели сотрудники комитета, которые изображали влюбленные парочки...

- Это правда, что вы дважды выставлялись в Госдуме?

- Там есть коридор, который связывает новое здание и старое. Экспозиция картин на его стенах меняется еженедельно. Оказывается, каждый депутат имеет право один раз подать заявку на выставку своего художника. За меня "замолвил словечко" депутат от Ярославля. По забавному стечению обстоятельств, я купил небольшой домик в Ярославской области, где теперь провожу по три-четыре месяца... Я же по образованию декоратор, мне интересно построить что-то своими руками - крыльцо, баньку.

- Неужели вам не хватило декораций, которые вы строили в кино?

- Нет, в кино все - обман, иллюзия. Например, делали мы фильм о жизни татарской семьи "Ришат, внук Зифы". Сначала снимали в деревне Грузинка, между Зеленодольском и Казанью. Но киногруппе хотелось отдохнуть, где тепло и солнце, и Татарию поехали снимать в Молдавию, там и строили "типичный татарский двор".

Алия ЗИГАНШИНА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
4 апреля 2001, среда
Все статьи номера:
« предыдущий№ 50 (2157)следующий »

Горячие материалы
Валентина ПАХОМОВА
Юлия АНДРЕЕВА

Экономика и цены
Валентина ПАХОМОВА

Медицина
Людмила ИВАНОВА
Елена МАКС
("Секреты здоровья".)

Правоохранение и криминал
 
Никита ОЛЕЙНИКОВ

Культура
 
Айсылу КАДЫРОВА
Айсылу КАДЫРОВА
Татарский двор построили в Молдавии
Алия ЗИГАНШИНА
 
 

Городские новости
 
Рустем ФАЛЯХОВ

Спорт
Алексей БЕЛОВ
 

Пресс-коктейль
 
 
 
 
 
 
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
("Развлекательная газета".)

Проблемы экологии
Алиса СЕМЕНОВА
 

Социальные проблемы
Людмила КОЛЕСНИКОВА
 
Феликс КАЮМОВ

« предыдущий№ 50 (2157)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет