 | Политика | 05.06.2002 |
Буш, Достоевский и татарстанская геополитика
На недавних встречах в Москве Буш "блеснул" знанием "Преступления и наказания", что, на мой взгляд, является отражением модификации геостратегического вектора американской политики. Это, возможно, побудит вождей нашей республики к прочтению и переосмыслению отечественной классики.
После 11 сентября в генштабе, ЦРУ, интеллектуальных центрах Америки идет серьезная переработка доктрин и среднесрочного видения будущего, что имеет самые непосредственные последствия для Татарстана. Татарстан, как это ни обидно местечковым пикейным жилетам, возмечтавшим стать "субъектом международного права", никогда не являлся самостоятельным игроком в международный покер.
Победившая в холодной войне Америка использовала региональный сепаратизм для сдерживания амбиций российских лидеров. России тонко, а иногда и прямо давали понять, что статус сверхдержавы потерян. Не осознающим это московским ослушникам делали горячие припарки (Чечня) или провоцировали пароксизмы суверенного зуда (Татария, Башкирия, Уральская республика и пр.). Но джинн управляемых Вашингтоном и казавшихся дружественными сил вышел из-под контроля, а нанесенные в сердце Америки удары вызвали шок.
Американские жизни и собственность для США, разумеется, дороже потенциальной полезности бородатых моджахедов или региональных российских атаманов. Московский Кремль отреагировал адекватно: Россия выразила полную готовность встать в западный строй. Более того, некоторые американские стратеги, изнуренные нежеланием западноевропейцев воевать, видят в России будущего европейского фельдфебеля, имеющего богатый опыт "умиротворения" и без колебаний посылающего своих солдатиков на бойню. Россия быстро превращается в восточный фланг НАТО. Все это резко уменьшает свободу маневра политиков Татарстана. Грубо говоря, в прозападной России они, как противовесы Москве, становятся ненужными. Бонбоньерки "умеренного" ислама и изыски в области джадидизма становятся не плюсом, а скорее раздражающим фактором для многих европейцев, открыто перешедших на антииммигрантскую и антимусульманскую риторику.
Если сепаратисты, скажем, Ирландии или Шотландии в борьбе с Лондоном призывают своих сторонников "интегрироваться в Европу" самостоятельно и быстрее англичан, то Россия сама ломанулась и в ЕС, и в НАТО, и в ВТО. Куда может позвать нас руководство Татарстана в стратегическом плане? В Запад вперед России мы не вскачем, там и Россию-то терпят постольку-поскольку, для них и русские, и татары - варвары. С братьями-мусульманами объединяться не позволит ни российский околоточный, ни теперь уже и гиператлантический шериф.
Неладно обстоит у казанских политиков и с поддержкой низов. Десять-пятнадцать лет назад идеи суверенитета и регионального возрождения были популярны и вызывали душевный отклик у многих жителей республики, причем не только татар. Увы, власть, нахапав бесхозного и кредитов с Запада, пользуясь лексикой Деникина, "просрала" кредит доверия, профукала возможности равного представительства всех граждан, создала клику, не дав толком вырасти ни политическим, ни экономическим свободам. Вот здесь стоит обратиться к наследию Достоевского.
В каждом человеке теплится искра Божия, и каждый ищет путь к спасению и идеалу. В конце 80-х - начале 90-х спасением казалось создание суверенной (независимой) ячейки, которая большинством мыслилась как рай "для своих" (например, семья - полная чаша за железными дверями, татароговорящее сообщество, группа "избранных" из определенного клана, члены чисто конкретной банды и пр.). Не-свои исключались. После более чем десяти лет дороги к этому "храму" перед нами реализовался мрачный кошмар Свидригайлова из "Преступления и наказания": "Вот нам все представлялась вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное-огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комната, этак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки - и вот и вся вечность".
В нашей суверенной баньке оказалось много паутины, затхло, закоснело и зарегулировано. Причем плохи не контроль и регуляция сами по себе. Плоха система, построенная на разделении свой-чужой и посему душащая и уродующая и своих, и чужих. Показательны здесь кульбиты "новорожденных" татарстанских идеологов, не помнящих родства. "Вечерка" как-то горько напомнила о годовщине ТАССР, которую наши вожди и дающие им историческую "крышу" пиарщики практически проигнорировали. Для этих все началось на пустом месте, а точнее, с них самих, с их декларации, с их конституции, с их договора. Но мы-то помним, причем не по летописям, что в татарской автономии была создана мощная индустриальная, аграрная, образовательная, медицинская, академическая база, плоды которой несколько семеек споро прихватили и потихоньку выедают, накрывшись одеялом. А для быдла строчат "историки" с гипертрофированным вниманием к событиям эпохи И. Грозного и намеренным забвением недавнего прошлого.
Я, разумеется, не против археологии или реконструкции допотопных эпох. До сих пор считаю, что царская Россия была если и не тюрьмой народов, то уж во всяком случае очень далекой от лубков нынешних московских мифотворцев. Но когда о "советской тюрьме народов", захлебываясь, бормочут бывшие лекторы обкома КПСС или недавние "интернационалисты", еще тогда наевшие хари в закрытых партраспределителях, то в воздухе пахнет серой и густопсовой смердяковщиной. Все знают, чем кончил Смердяков у Достоевского. Он удавился. По закону А. Зиновьева о социальной регенерации наши смердяковы не удавятся, а снова всех и вся продадут, предадут. Но я все же верю, что демократическое и национальное движение выползут из миазмов смердяковщины, найдут своих алеш карамазовых и предложат (мягко) путь к идеалу - не через сбивание в стаю меченых, а через свободный труд свободных людей, глубоко индивидуальное развитие, поиск Правды и Бога. Это и может стать татарстанским ответом на геостратегические вызовы.
Анвар КАСИМОВ.

|