То, что жить стало лучше, пока почувствовали только те, кому и раньше неплохо ж ...



№ 54 (2748)
7 апреля 2004, среда
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура07.04.2004
Европа - Азия-2004
Прощальный ужин в стиле фьюжн по вкусу не всем

Воспоминания о заключительном вечере Шестого Международного фестиваля современной музыки "Европа - Азия" вызывают у меня почему-то сплошь гастрономические ассоциации. Оттого, наверное, что во время представления захотелось было передохнуть от впечатлений, выйти выпить кофе... Жаль, у нас это не принято. Но обо всем по порядку.

Гала-представление фестиваля состоялось в минувшее воскресенье в БКЗ им. Сайдашева и, как водится, собрало самые "сливки" из представленного в программе нынешней "Европы - Азии". Плюс к тому зрителям был обещан изысканный "десерт" в виде музыкального спектакля московского композитора Александра Бакши "Из Красной книги", премьеру которого разрекламировали в конце прошлого года столичные коллеги-журналисты.

Немаленький концертный зал был заполнен если не до отказа, то вполне прилично. Даже если предположить, что многие пришли по пригласительным, а на халяву, как говорится, и уксус сладкий, то все равно отрадно признать: у авангардной музыки в Казани есть и поклонники, и просто интересующиеся - балкон почти сплошь заняла молодежь. Другой приятный момент выяснился уже по ходу дела: спектакль по техническим причинам перенесли на первое отделение. Выиграли те, кто пришел исключительно ради знакомства с редким в наших краях блюдом - музыкальным перфомансом. Жаль, кстати, что редким. Посещать такие мероприятия охотников бы нашлось немало: понимать не обязательно, а небрежно упомянуть при случае завлекательно. Растешь в собственных глазах. Это вам не клубная тусовка с фуршетом и танцующими девочками в перьях.

Словом, не пришлось ждать, чтобы получить, словно в гастрономе при социализме, деликатесы с консервами "Килька в томате" в нагрузку. Правда, что на гала-концерте было консервами, а что деликатесом, вопрос спорный.

Еще пару слов о фуршетах и девочках - в моде и в кулинарии нынче актуален стиль фьюжн, когда отовсюду берется понемногу - у разных народов, разных культур. Вот и спектакль мультикультуралиста Бакши - тоже фьюжн. Дикая смесь музыки, видеоряда, драмы, танца, литературы, зоопарка, коммунальной квартиры...

Про коммуналку - никаких преувеличений. В разных частях сцены рядом с лампочками располагаются люди. По очереди зажигают в своем уголке свет и занимаются личными делами: балерина танцует, дворник стряпает, домохозяйка вяжет и стирает, один музыкант "пилит" виолончель (о, это вечное проклятье для соседей), другой играет на рояле. То "Сурка" заведет, то Чайковского. Параллельно на экраны - два белых полотнища на заднике сцены - проецируются кинозарисовки из жизни пернатых и четвероногих. Звучат архивные записи песен селькупов и крымчаков - исчезнувших, как утверждает автор, народностей.

Протяжны фольклорные напевы, да и сам уже чувствуешь, как увязаешь, словно в трясине, силясь понять происходящее. Вот балерина приблизилась к экрану, и на ее тень ложится проекция клетки, которую рисует незримый художник - зачем? Пианист хватает бусы и проводит ими по основанию клавиш - к чему? А это что за мужик вышел на авансцену, вертит музейный инструмент - колесную лиру? Воспрянула духом, когда из-за ширмы выскочил Петрушка: кукольным голосом передразнил пианиста, постучал по игрушечному пианино. Персонажи слились в слаженном хоре. Кажись, после мильона терзаний наступила гармония. Все засмеялись, расслабились. И опять напряглись, когда невидимая рука вывела на экране сообщение, что "в этом месте композитор и режиссер разошлись во мнении, что делать дальше, поэтому конец". Ага, а кто слушал и понял - молодец. Пусть и мне растолкует, к чему в финале после цитат из чеховского "Вишневого сада" и портрета писателя в пенсне на экране пошли изображения Улановой-Жизели и Иоганна Баха. Жизнь коротка, искусство вечно? Мир все больше унифицируется, по разнообразию культур тоже плачет "Красная книга"? Реквием по утраченным сущностям?

Аплодисментов воспитанная публика не жалела. Тем не менее диапазон отзывов в антракте - от "еле высидела до конца" до "видели и покруче". Композиторы и музыковеды тоже были не в восторге. Резеда Ахиярова: "Не понравилось, поскольку было и не талантливо, и не интересно. Никакой музыки, фольклорные блоки включены в спектакль в первозданном виде. Никакой целостности - вместо балерины запросто мог быть стриптиз или актер, играющий душевнобольного. Словом, кич, устаревший еще в середине прошлого века. На Западе этим переболели в 60-х". Леонид Любовский комментировать для печати творчество коллеги вовсе отказался, сочтя это неэтичным. Композитор заметил лишь, что первооткрывателем Бакши вряд ли назовешь, потому что он вернулся к исходному состоянию музыки, когда она существовала в сплаве с пением, танцем, показом... Несомненный плюс демонстрации на фестивале "Из Красной книги", по мнению Леонида Зиновьевича, - просветительский. Казанская публика узнала, что с музыкой можно работать и таким способом.

Во втором отделении "меню" было куда разнообразнее и питательнее. Сильный, с широким диапазоном, вокал датской певицы Агнетте Кристенсен, медитативные ритмы на табле колоритного индийца Анила Дикшита, австрийско-японский дуэт, семейный шведский ансамбль... Но до конца концерта сил уже не оставалось. Похоже, в этот вечер меня просто перекормили современным искусством. А неподготовленному желудку слишком обильная пища, даже духовная, непременно грозит несварением.

Алия ЗИГАНШИНА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
7 апреля 2004, среда
Все статьи номера:
« предыдущий№ 54 (2748)следующий »

Правоохранение и криминал
Валентина ВИТАЛЬЕВА
 
Марина ЮДКЕВИЧ
Алексей УГАРОВ
Елена МЕЛЬНИК
Алексей УГАРОВ
 

Образование
Ольга МАЧНЕВА

Культура
 
Айсылу КАДЫРОВА
Прощальный ужин в стиле фьюжн по вкусу не всем
Алия ЗИГАНШИНА
Алия ЗИГАНШИНА

Городские новости
 
 
 
 

Спорт
 
Сергей КОЗИН

Пресс-коктейль
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
Амир ДАУТОВ

Проблемы экологии
Алсу МУСИНА

Социальные проблемы
Алсу МУСИНА

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 54 (2748)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет