Нам не повезло
с государством,
а государству -
с нами.
Дмитрий Ковригин



№ 144 (3294)
8 сентября 2006, пятница
  « Предыдущий номерСледующая статья »  
Горячие материалы08.09.2006
Венки на столбах
Зачем превращать дороги в кладбища?

Странная традиция отмечать места дорожных аварий кладбищенскими атрибутами все больше приживается в народе. Могильные памятники и кресты стоят вдоль всех загородных трасс, а в самой Казани на столбах висят погребальные венки. С одной стороны, чувства родственников погибших достойны уважения. С другой стороны, все эти придорожные кресты и венки давят на психику пока еще живых водителей и пешеходов, отвлекают внимание. Засмотрелся водитель на траурный венок, и... одним венком больше.

Зачем превращать дороги в кладбища? Для чего развешивать на столбах венки и устраивать на обочинах имитации могил (ведь на самом деле покойники захоронены там, где им положено)? Пожалуй, родственники, потерявшие в авариях дорогих людей, не думают, почему и зачем они это делают - просто делают и все. Но ведь кроме личных чувств и интересов существуют еще и общественные. Понятно, когда памятник устанавливают на месте гибели героического летчика, павшего за свободу Родины, и непонятно, почему все должны чтить память пьяного водителя, влетевшего в столб...

Разумеется, что на дорогах гибнут не только пьяницы и лихачи, но и вполне дисциплинированные водители и их пассажиры - женщины, дети. Разумеется, что не все аварии на наших дорогах происходят по вине водителей и пешеходов, в каждом пятом ДТП виновато ужасное состояние самих дорог. По данным УГИБДД РТ, за восемь месяцев этого года на дорогах республики погибло 432 человека, в том числе 92 - по причине плохих дорог. И все же... Как ни цинично это прозвучит, придорожные памятники и венки несколько напоминают надписи "Здесь был Вася!" и выдают желание придать своему личному горю общественный статус. По-научному это называется "эксгибиционизм скорби". Ну такие уж мы, россияне, уродились - любим выставлять напоказ и радость, и горе. Если у моего любимого человека день рождения, то пускай об этом непременно объявят по радио или хотя бы напишут в "бегущей строке", а если у меня трагедия, то пусть все со мной горюют.

Иностранцы, приезжающие в Россию, бывают шокированы нашими придорожными "кладбищами" так же, как и состоянием наших дорог: "Как вы вообще ездите по этим дорогам смерти?". Увековечить память погибших в авариях, конечно, можно, но не таким же образом, когда вдоль дорог мертвые с косами... В Берлине, например, поставили один на всех монумент - "разбитый автомобиль".

- Таких придорожных псевдокладбищ, как у нас, за границей действительно не существует - ни на Западе, ни на Востоке. Даже непонятно, откуда пошла эта традиция, но с канонами ислама она никак не согласуется, - говорит имам мечети Кул Шариф, председатель ученого совета ДУМ РТ Рамиль хазрат Юнусов. - По религиозным нормам у каждого умершего должно быть одно место для упокоения, куда близкие приходят поклониться, помолиться. И место это - на кладбище, зачем же нужен еще "дубликат"?.. Если учесть, что машин на наших дорогах становится все больше, аварии происходят постоянно, лет через 10 - 15 все столбы в Казани будут обвешаны венками. К чему это? Все-таки всему должно быть свое место. Место памятникам и венкам - на кладбище.

- Возможно, традиция отмечать места гибели памятными знаками уходит корнями в те далекие времена, когда человека хоронили там, где он нашел свою смерть, в том числе и у дороги, - предполагает руководитель миссионерского отдела управления Казанской епархии протоиерей Сергий (Титов). - А еще она сродни старому православному обычаю - вешать на перепутье дорог иконки, чтобы путник вспомнил о Господе, помолился. Пожалуй, близкие погибших в авариях тоже хотят, чтобы проезжающие и проходящие мимо хоть на секунду задумались: на этом месте произошла реальная трагедия - и в душе помянули погибших. Вполне естественно, что в наше время, когда все заняты своими проблемами, никто никого не видит, не слышит, люди хотят каким-то образом привлечь внимание к своему горю, разделить его. Однако все должно быть уместно и умеренно, не надо превращать личное горе в горе других и поклоняться месту гибели. Церковь всегда подчеркивает, что в день памяти человека нужно идти не столько на кладбище, где покоится тело, сколько в храм и молиться там о душе.

- Людьми, которые хотят увековечить память своих погибших близких с помощью придорожного памятника или венка, могут двигать разные мотивы - это, конечно же, и любовь, и скорбь, и чувство долга... Но одновременно это может быть и стремление возвеличить погибшего, которое сродни желанию поставить на кладбище самый большой и самый дорогой памятник, - считает завкафедрой психологии КГМУ Владимир Менделевич. - А еще родственниками погибшего может двигать эгоизм - ведь на кладбище нужно еще выбраться, а тут несколько раз в день проедешь мимо места аварии и почтишь память близкого... Ну а по большому счету, все это происходит от нашего бескультурья и нежелания считаться с чувствами и мнениями других. Ведь если на то пошло, люди гибнут не только на дорогах, а и в больницах, к примеру, умирают. Но ведь в операционных никто не ставит могильные памятники. Для умерших есть кладбища, для живых - города, для водителей - дороги, для пешеходов - тротуары. По-моему, так.

А может быть, придорожные "кладбища" нужны нам для того, чтобы оказывать на водителей воспитательное, дисциплинирующее действие? Может, венки на столбах необходимы в качестве "дорожных знаков" на дорогах, где никто не хочет соблюдать правила?..

- В какой-то мере венки и памятники, наверное, и правда дисциплинируют водителей. Но я все же считаю, что дорога угнетать не должна. Если всем погибшим на челнинской трассе, которую в народе зовут "дорогой смерти", поставят памятники, мы же будем ездить не по дороге, а по кладбищу! - нарисовал страшную картину госинспектор УГИБДД МВД РТ Рушан Хаметшин. - Кроме того что могильные памятники давят на психику, они еще создают определенные технические проблемы. Допустим, водитель едет по незнакомой трассе, ночью он решает отдохнуть, его легковушка съезжает на обочину и врезается в могильный памятник - вот вам и ДТП с пострадавшими. Зимой памятники, стоящие на обочинах, мешают убирать снег с дорог... При этом у нас пока не существует документов, как-либо ограничивающих волю родственников погибших в авариях увековечить их память, ну а то, что не запрещено, то разрешено.

А вот власти Свердловской области такой "ограничивающий" документ уже приняли: часть придорожных памятников, стоящих слишком близко к проезжей части, там решили снести. Оренбургские власти пошли еще дальше и собрались штрафовать горожан за развешивание траурных венков на столбах. Жестоко, конечно, но что делать?

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Ольга МАЧНЕВА

Версия для печати


  « Предыдущий номерСледующая статья »  
8 сентября 2006, пятница
Все статьи номера:
« предыдущий№ 144 (3294)следующий »

Горячие материалы
Зачем превращать дороги в кладбища?
Ольга МАЧНЕВА

Экономика и цены
Марьям АРСЛАНОВА

Медицина
Марина ЮДКЕВИЧ

Правоохранение и криминал
Евгений АКСЕНОВ
Евгений АКСЕНОВ

Культура
 

Городские новости
 
Валентина ПАХОМОВА
 

Спорт
 

Пресс-коктейль
 

Социальные проблемы
 

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 144 (3294)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет