Извечные русские вопросы:
- Кто виноват?
- Что делать?
- Едят ли курицу руками?



№ 93 (2200)
9 июня 2001, суббота
  « Предыдущий номерСледующая статья »  
Горячие материалы09.06.2001
Нет пророка в своем отечестве
Дельталеты летят из республики

А наши руководители все размышляют: полетит или не полетит?

На днях руководитель СОКБ-1 КГТУ имени Туполева Владимир Малышев на сельскохозяйственном форуме в Чувашии катал на казанском дельталете тамошнего президента. Николай Федоров сам оценивал достоинство летательных аппаратов, так необходимых в народном хозяйстве.

Какой такой однокрылый аппарат?

Дельталет - это уже не дельтаплан, но еще и не самолет. У него только одно крыло, под которым установлена тележка с мотором. И чтобы сделать дельталет более совершенным, не спят ночами, спорят до потери голоса казанские кулибины - сотрудники студенческого опытного конструкторского бюро ь 1 технического университета. Эксперименты, кстати, не раз увенчивались успехом. Так, в 1991 году конструктор Владимир Малышев получил приз за лучшую разработку года на авиационном чемпионате России. Благодаря этому стал участником международной экспедиции: на своем дельталете перелетел через Берингов пролив на Аляску.

А с туристического дельталета "Круиз" наши конструкторы сфотографировали местность в ходе инвентаризации земель в Алексеевском районе. Работа, на которую обычно уходило месяца два, была сделана за полтора часа. Словом, сотрудники СОКБ-1 давно уяснили, что дельталеты - дело стоящее.

- Давайте, размещайте свое производство в каком-нибудь из наших цехов, но только сами его оборудуйте, ищите заказы, - предложил в свое время бывший директор КАПО руководству конструкторского бюро.

Конкретной помощи не было и от других казанских предприятий. А вот в научно-исследовательском институте экспериментальной физики, что в Арзамасе-16 Нижегородской области, у наших конструкторов сразу же купили разработку дельталета "Круиз". Тогда же, два года назад, создали там сборочный цех однокрылых аппаратов. Теперь от заказчиков отбоя нет. Пять дельталетов "Круиз" улетели в Брянск (охраняют теперь нефтепровод "Дружба" от Самары до Белоруссии), один - в Магнитогорск, другим обзавелась экологическая служба города Альметьевска.

А чуваши оказались шустрее

Несмотря на то, что производство дельталетов было налажено за границей республики, конструкторов СОКБ-1 продолжали приглашать на многочисленные выставки, где демонстрировались достижения народного хозяйства Татарстана. На одну из таких - "Агро-2001", посвященную ноу-хау в сельском хозяйстве Татарстана и Башкортостана, они отправились в Туймазы в октябре прошлого года. Казанские конструкторы представили новую модель дельталета - "Химик", предназначенную для химической обработки полей от вредителей.

Не секрет, что во многих сельских хозяйствах давно вышли из строя самолеты "Ан-2", с которых раньше разбрасывали по полям пестициды. Новые не купить, поскольку такие модели давно сняты с производства. Старенькие летательные аппараты, конечно, можно починить, но... Себестоимость летного часа на одном из них такая же, как на дельталете, - 700 - 800 рублей. Однако однокрылый агрегат съедает за час 12 - 13 литров бензина, а двукрылый - около 200. Дельталету не нужна и специальная взлетная полоса.

Председатели колхозов используют сейчас для борьбы с сорняками трактора, но они в сырую погоду не могут выехать на поля. Но если трактор обработает от вредителей за день 40 гектаров, то дельталет - 250 - 300.

Узнав о возможностях однокрылого агрегата, председатели колхозов аж рты пораскрывали. И присутствовавший на выставке Минтимер Шаймиев тут же подозвал к экспозиции "Химика" министра сельского хозяйства Марата Ахметова. Сказал, что такие летательные аппараты позарез нужны сельскому хозяйству республики, давай-ка займись ими.

Раз сам президент дал "добро", руководитель СОКБ-1 Малышев сразу же написал письмо министру сельского хозяйства о готовности разработать необходимый бизнес-план. От министра письмо спустилось к директору "Татагрохимсервиса" Салихзяну Калимуллину. Он переадресовал его своему заму Зиннуру Ахметшину. Тот выезжал на взлетную полосу, смотрел диковинный агрегат и в небе, и на земле - щупал пропеллер, большое крыло, колеса, долго разводил руками. А по телефону отвечал: надо, дескать, это дело изучить, потом обобщить. Так с ноября прошлого года изучает и обобщает.

А недавно в конструкторское бюро казанских дельталетчиков нагрянул директор информационно-консультативной службы Минсельхоза Чувашии. Сказал, что очень интересуется новой агрохимобработкой полей. Сотрудники СОКБ-1 показали ему видеокассету о "Химике", рассказали, где и как переобучить пилотов, ранее управлявших "Ан-2". Гостю из Чувашии так понравилось ноу-хау, что он тут же купил дельталет.

"А почему только один?" - пожурил узнавший об этом президент Чувашии. Давайте-ка пригласим казанцев на нашу сельхозвыставку. Пусть покажут, на что способен их летательный аппарат. Если он действительно мобилен и экономичен, будем с его помощью обрабатывать от вредителей не только посевы, но и хмельники. Так вот именно по этой причине руководитель СОКБ-1 Малышев и участвовал в сельскохозяйственном форуме в Чувашии. Кстати, наш однокрылый летательный аппарат там приняли на ура.

Ну а что же в нашей республике? А то, что некоторые продвинутые председатели колхозов и совхозов, прознавшие про сельскохозяйственные "еропланы", втихаря используют их на своих угодьях для агрохимработ. Один председатель так переживает за сохранность необычный техники, что сторожит ее только под включенными фарами трактора.

Казанские дельталеты в мировом пространстве

О мастерстве наших дельталетчиков говорит тот факт, что один из них приглашен на олимпиаду по авиационным видам спорта, которая в конце июня пройдет в Испании. В составе российской сборной Владимир Малышев будет выступать на дельталете "Круиз" в классе сверхлегких летательных аппаратов. Лидер казанских дельталетчиков настроен на победу, хотя на прошедших соревнованиях в Турции был девятым.

Это все хорошо, но как бы такого опытного конструктора и пилота не переманили за рубеж - ближний или дальний. Ведь в Татарстане нет не только возможности для испытания дельталетов, летательные аппараты, как мы поняли, не нужны и нашему народному хозяйству.

Фото Вадима КИТАЕВА.

Наталья ВЯТКИНА

Версия для печати


  « Предыдущий номерСледующая статья »  
9 июня 2001, суббота
Все статьи номера:
« предыдущий№ 93 (2200)следующий »

Горячие материалы
Дельталеты летят из республики
Наталья ВЯТКИНА
 

Политика
 
Сергей КОЗИН

Экономика и цены
Валентина ПАХОМОВА

Медицина
Людмила КОЛЕСНИКОВА
("Татар-информ".)

Правоохранение и криминал
Никита ОЛЕЙНИКОВ
Алексей УГАРОВ

Культура
Айсылу КАДЫРОВА
 
 
 

Городские новости
 
Людмила ИВАНОВА
Наталья ВЯТКИНА
Валентина ВИТАЛЬЕВА
 
 
Наталья ВЯТКИНА

Спорт
 
Алексей БЕЛОВ
Сергей КОЗИН

Пресс-коктейль
 
 
 
 
 
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
Евгений ОБУХОВ

Конкурсы
 

Социальные проблемы
 

Субботний репортаж
 

« предыдущий№ 93 (2200)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет