 | Экономика и цены | 11.01.2001 |
На крыло!
Владимир Путин, летайте самолетами Татарстана!
Вчера на заводской аэродром Казанского авиационного производственного объединения приземлился Ту-214 с высокими гостями из Москвы на борту.
Этот самолет специально послали за москвичами, которые и прибыли благополучно в Казань, чтобы вручить руководству завода четыре сертификата соответствия на этот самый летательный аппарат. Собственно говоря, сертификаты были подписаны еще до Нового года, а вчера состоялся акт их торжественного вручения. Особенно в КАПО гордятся "Сертификатом по шуму на местности". Шум - в норме! Можно летать над Европой и Америкой. В России это первый самолет, который можно пустить в западный калашный ряд.
В сборочном цехе N 8 (по площади равном трем Дворцам спорта) собрался едва ли не весь коллектив завода. Подъехал Минтимер Шаймиев со свитой. Когда он проходил через "живой коридор", одна из заводчанок выступила из толпы и напела президенту куплет самодеятельного гимна, в котором была вдохновенная строчка: "Вставай, КАПО, вставай!".
- Если поете, значит, порох еще есть! - отреагировал президент на образец народного творчества и отправился осматривать второй экземпляр Ту-214. Его должны собрать, или как здесь принято говорить, выкатить, через 75 дней.
Реальный срок или нет? Этот вопрос я задал начальнику производственного участка Владимиру Бухарову. Тот пожал плечами: "Если комплектующие будут в достатке...".
С председателем Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяной Анодиной Минтимер Шаймиев обнялся и расцеловался, как со старой знакомой. Возможно, так оно и есть. Уж какие только делегации не прибывали в КАПО за последние годы! Решение о начале производства
Ту-214, как самостоятельной модели, было принято в 1992 году. В 1996 году самолет выкатили на испытания и вот, спустя четыре года, - свершилось! Если сертифицироваться такими темпами, нам за "Боингами" ну никогда не угнаться.
У нашей "тушки" есть и еще одно слабое место - это движки пермского производства. Как признался генеральный директор КАПО Наиль Хайруллин, пермский двигатель работает как пылесос. Затягивает в себя всякий мусор, а это небезопасно. Так что теперь решено переключиться на движки нового поколения. Их, кстати, готовы производить в КМПО, как говорится, по-соседски.
Заводчане сдержанно говорят, что наш "214-й" по крайней мере не хуже "Боинга". Однако Татьяна Анодина, выступая перед ними, не поскупилась на самые высокие слова:
- Сертификация Ту-214 - это событие в жизни всей России! Мы строили и строим самые лучшие самолеты в мире!
В этот момент Минтимер Шаймиев достал из кармана платок и тщательно вытер глаза... В своей ответной речи он пообещал поднять зарплату авиастроителям хотя бы до уровня среднереспубликанской.
Короче говоря, вручение верительных сертификатов и "Свидетельства об одобрении производства" действительно прошло торжественно. Есть четыре госзаказа, два из них - от администрации Путина. Худшие времена вроде бы остались позади. У авиастроителей (большинству из них далеко за 50) в очередной раз появилась надежда на сносную жизнь. Хотя бы накануне пенсии. Все разошлись довольные. Гости и принимающая сторона отправились в ресторан, заводчане вернулись к станкам.
Рустем ФАЛЯХОВ

|