Чтобы одни нагрели руки, другие должны наломать дров.. ...



№ 197-198(2304-2305)
11 декабря 2001, вторник
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Образование11.12.2001
Вот такое письмо
Кадры решают все

Правильно написано в статье "Деньгами школе не поможешь" ("ВК", 10 октября), что дело не только в деньгах. За 90-е годы должностные лица в образовании из-за своего бездействия и равнодушия, столько вреда сделали учителям, детям. Наркомания среди школьников. Подростковая преступность. Выпускники, которые читают по слогам, не знают таблицы умножения. Отличники, которые за год читают не более двух-трех художественных книг.

Все это стало возможным из-за отсутствия контроля над школой со стороны общества. Все время говорят: вот повысим учителям зарплату, вовремя будем ее выдавать, снабдим школу компьютерами и все будет нормально. Нормально не будет. Советская система образования не зря считалась лучшей в мире. Директор школы как главное звено в образовании находился в таких условиях, что не мог плохо работать. Райком партии, райком комсомола хорошо знали положение дел в школах. Учителя и школьники при необходимости могли получить у них помощь и защиту. Чтобы директора школ не соблазнялись на школьные деньги, была создана система централизованных бухгалтерий при сельсоветах.

Почти в одно время произошли такие события, как падение советской власти, объявление суверенитета республики, образование Тюлячинского района. Потрясающие изменения произошли в начале 90-х и в Тюлячинской средней школе. Неизвестно откуда приехавшие люди встали в руководстве школы. А поскольку стало модным, что каждый руководитель имеет свою команду, они всех учителей, кто работал до открытия района, за несколько лет поувольняли. При этом применяли самые подлые методы.

Плодотворно работала учительница английского языка, но нервы не выдержали притеснений школьной администрации, ушла. Разве можно в сельской местности увольнять учительницу английского языка. Уроки истории вели я, русскоязычный учитель, и коллега, которая закончила национальную школу. Чтобы дискредитировать, меня преподавателем урока истории назначали в татарских классах (русско-татарская гимназия). На мое возмущение ответили, что ничего страшного - вы объясняйте урок на русском языке, а дети пусть отвечают на татарском. Роновские на то отреагировали вяло - ладно, сказали, как-нибудь. "Проучились" мы год, не понимая друг друга, а в конце учебного года на педсовете назначают мне переводной экзамен именно в татарском классе.

Удивляет и возмущает, с какой легкостью разрушали то, что Тюлячинская средняя школа создавала десятилетиями, что было традицией. В один день детский кинотеатр "Радуга" с кинозалом на 120 мест, где дети бесплатно смотрели фильмы, превращается в рабочее общежитие. За несколько дней варварски уничтожили прекрасный школьный сад, вырыв в нем огромный котлован для какой-то стройки. Надо было додуматься до того, чтобы новый пришкольный участок расположить так, что посредине проходит высоковольтная линия. Риск для жизни детей чрезвычайный. В середине 90-х я был на курсах в

ТИУУ по предмету "Мировая художественная культура". Лекции читали известные всей республике деятели культуры. Снабдили нас литературой. Как ни доказывал, при мне преподавание этого предмета не ввели. В 1998 году не провели 60-летие школы. А ведь столько разбогатевших бизнесменов, руководителей разного ранга являются выпускниками школы. В рыночные времена потерять таких спонсоров...

Десятилетиями действовала схема: дом - школа. Дети в школе учились, отдыхали, со своей вокально-музыкальной группой проводили тематические дискотеки. Когда все это отменили, дети стали ходить на взрослую дискотеку. После открытия района мы надеялись, что школа примет самое активное участие в реставрации памятника истории и культуры (бывшая православная церковь), в возвращении речки Тюлячки в первоначальное состояние. Когда-то в ней рыбу ловили, а теперь грязные стоки маслозавода и больницы превратили ее непонятно во что. Рядом с Тюлячами - большое ровное поле. Я предлагал организовать аэроклуб "Витязь". Бесполезно. Прошло десять лет, и как была церковь пекарней, так и осталась. За 90-е годы сменились три зам. главы райадминистрации, курирующие образование. Ни один из них ни разу не пришел в учительскую, не поговорил с учителями. Я два заявления написал в администрацию с просьбой вникнуть в жизнь школы. Получил письменный ответ, в котором было сказано, что райадминистрация трудоустройством учителей не занимается.

Школа превратилась в какого-то вымогателя. Родители, которые получают небольшую зарплату, просто боятся школы. А раньше каждый класс при желании сам зарабатывал себе деньги и сам ими распоряжался. Учителя не уверены в завтрашнем дне: небольшой конфликт с директором - увольнение с потерей педстажа.

Выпускники пединститута, и года не проработав в школе, стараются устроиться на работу в роно. Работникам роно положена благоустроенная квартира, а учителя живут, работают и умирают в ветхих домах. Недавно в телепередаче "Времена" обсуждали тему наркомании, преступности, терроризма. Один из участников передачи, ученый из Санкт-Петербурга, сказал, что наркоманию, преступность, терроризм физически уничтожить невозможно. Нужно искать причины, порождающие все это. А причины эти на виду.

И. ЯРАНОВ.

с. Тюлячи.

 

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
11 декабря 2001, вторник
Все статьи номера:
« предыдущий№ 197-198(2304-2305)следующий »

Горячие материалы
Ольга МАЧНЕВА
 

Экономика и цены
Рустам ВАФИН

Правоохранение и криминал
 
Алексей УГАРОВ

Образование
 
Кадры решают все
 

Культура
 

Городские новости
Валентина ПАХОМОВА
Валентина ПАХОМОВА
("Татар-информ".)

Спорт
Сергей КОЗИН
Сергей КОЗИН
Сергей КОЗИН
 
Сергей КОЗИН

Пресс-коктейль
 
 
 
 
 
 
 
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 
 

Тесты
 

Социальные проблемы
Наталья ВЯТКИНА

« предыдущий№ 197-198(2304-2305)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет