Доллар потрать сам,
евро раздели с другом,
рубль отдай врагу.



№ 169 (2899)
12 октября 2004, вторник
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура12.10.2004
Потерянное поколение
"Я не вор в законе, я доцент"

Казанец Евгений Сухов, чьи книги из криминальной серии "Я - вор в законе" расходятся миллионными тиражами, из тех редких людей, которые смело могут сказать, что их жизнь удалась. Может быть, поэтому он не любит термин "потерянное поколение", применяемый к родившимся в СССР в шестидесятые годы прошлого века.

- Термин "потерянное поколение", который когда-то придумала Гертруда Стайн, чтобы обозначить группу писателей во главе с Хемингуэем, Фолкнером и Ремарком, - это полная ерунда, - считает Евгений Сухов. - И уж совсем глупо говорить о потерянных поколениях в более широком смысле, то есть о тех, кто пережил войну, революцию или какие-то другие глобальные катаклизмы и разуверился в жизни. Нет потерянных поколений, но в каждом поколении есть и всегда будут потерянные люди. И уж если на то пошло, то этот термин более всего подходит к нынешнему поколению американцев. Добившись максимума материальных благ, они во многом лишились цели в жизни и теперь вынуждены ее придумывать. Что из этого вышло, мы каждый день видим по телевизору в выпусках новостей.

Евгений Сухов написал не все книги, стоящие
в этом шкафу, а только 28 из них

К творчеству Сухова можно относиться по-разному, но факты - упрямая вещь: общий тираж его книг давно уже перевалил за 10 миллионов экземпляров, он дописывает очередной пятисотстраничный роман, ни минуты не сомневаясь, что новый "воровской" боевик будет пользоваться успехом у читателей. Впрочем, общественность, кажется, давно уже смирилась с тем, что нет высокой и низкой литературы, а есть та, которую читают, и та, которую не очень. В конце концов, даже сам сэр Артур Конан Дойл, считавший главной своей книгой "Белый отряд" и прославившийся рассказами о Шерлоке Холмсе, был возведен в рыцарское достоинство вовсе не за беллетристику, а за книги об англо-бурской войне. В них он оправдывал захват Великобританией бурских республик. Историко-публицистическая книга "Война в Южной Африке, ее причины и способ ее ведения" вышла сразу на нескольких европейских языках общим тиражом более 100 тысяч экземпляров - фантастическим по тем временам.

Книги же Сухова, большую часть из которых составляют "воровские" боевики, написаны про то, про что хочет читать сегодняшний читатель. Про что снимают сериалы и пишут не только и не столько мужчины. По наблюдениям Евгения Сухова, женщины в лице Александры Марининой, Дарьи Донцовой и Полины Дашковой вытесняют писателей-мужчин с полок книжных магазинов и киосков. Однако сам Сухов конкуренции со стороны женщин не боится. Куда больше ему досаждают мужчины, точнее, один из них.

- Раньше, если помните, были книжные воры, - говорит Евгений Сухов. - Это когда хороших книжек издавали мало, а по телевизору показывали только "Международную панораму", "Голубой огонек", хоккей и фигурное катание. Вот люди и брали друг у друга Маркеса и Стругацких, а потом "зачитывали" книги, то есть не возвращали. Этим грешили многие, и нельзя сказать, чтобы это считалось чем-то совсем уж неприличным. Теперь появились другие книжные воры, которые крадут рукописи.

Евгений Евгеньевич имеет в виду прежде всего директора "АСТ-Пресс" Сергея Деревянко, "отпочковавшегося" в свое время от издательства АСТ и напечатавшего несколько книг Сухова.

- Я не вор в законе, я доцент, - смеется писатель, преподающий на геофаке КГУ. - Именно поэтому я вынужден судиться с человеком, сначала укравшим у меня рукопись "Оборотня", которого он опубликовал миллионным тиражом, но не заплатил мне ни копейки, а затем и имя.

По словам Евгения Сухова, после того, как он прервал все отношения (кроме отношений истца и ответчика) с директором ЗАО "Издательство "Компания "АСТ-Пресс" Сергеем Деревянко в 2000 году, тот продолжил издание серии книг "Я - вор в законе", на обложке каждой из которых по-прежнему значится "Евгений Сухов".

- При этом он всерьез надеется отсудить у меня мое имя, - без тени иронии продолжает жертва литературного "клонирования". - И для этого не придумал ничего лучше, как писать в конце каждой книги "Под псевдонимом "Евгений Сухов" над книгами "Я - вор в законе" продолжает работать коллектив авторов". Каково, а? Почему бы в таком случае ему не взять себе псевдоним "Юлиан Семенов" или "Братья Вайнеры"? Так нет ведь, он решил прицепиться именно ко мне. Вы будете смеяться, но на очередное заседание Мещанского межмуниципального суда Москвы в качестве лжесвидетелей Деревянко привел собственную жену Татьяну, секретаршу, верстальщиков, наборщиков, а на предыдущем заседании в качестве лжесвидетелей выступали корректора, а еще до кучи и дизайнер обложки.

Евгений Евгеньевич намерен идти в этом противостоянии до конца и, если потребуется, пройти все судебные инстанции. Кстати, твердость характера он позаимствовал вовсе не у героев своих криминальных романов, а у отца, которому это качество порой выходило боком. Будущий корифей криминального романа родился в 1959 году в Потсдаме (Германия), где служил его отец, но уже через год тот попал под сокращение. Семья переехала в Казань, и отец попытался устроиться в артучилище. Пришел на собеседование с начальником училища в гражданке, как и другие соискатели, а когда вошел генерал, все вытянулись по струнке, не встал только Сухов-старший. Потому что не положено по уставу. В результате приняли всех, кроме него. Так он остался без места, но зато этим поступком навсегда заслужил глубочайшее уважение сына.

Самые светлые воспоминания Евгения Сухова - это воспоминания детства:

- Мы жили тогда на Малой Красной. Рядом с Фуксовским садиком, где почему-то всегда в огромном количестве росли шампиньоны. Мама вставала рано, собирала их, жарила, кормила нас с братом и уже потом вела в школу. И еще никогда не забуду походы на еврейский базарчик, который находился на месте нынешнего НКЦ "Казань" и куда мы ходили за керосином. Ну и, конечно, особую атмосферу тех лет, когда вместе с синими от наколок соседскими парнями, уже имевшими судимость, мы, пяти-семилетние сопляки на равных садились забивать "козла". Разве такое забудешь?

Среди книг Сухова особое место занимают исторические повести и романы, в том числе посвященные периоду Казанского ханства, а также научная монография с труднопроизносимым названием "Пермские мелкие фораминиферы Биармийской палеобиогеографической области". Однако сейчас он больше налегает на своего "Вора в законе", поскольку исторические книги не пользуются особой популярностью.

- Вообще-то я хотел бы работать на стыке криминальной темы и исторической, - делится он своими планами. - Сейчас на Западе так многие пишут, а у нас, пожалуй, только Борис Акунин.

А еще писатель Сухов мечтает когда-нибудь вернуться на Малую Красную. Но для этого ему надо сначала победить нового "книжного вора" Деревянко, присвоившего его гонорары и имя, и при этом написать как можно больше "чернухи" про вора в законе с погонялом Варяг.

- Понимаете, там метр жилой площади стоит 1100 долларов, - объясняет писатель, доцент геофака КГУ и кандидат геолого-минералогических наук. - Увы, я не могу себе этого позволить, несмотря на то, что мои книги выходят миллионными тиражами.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Евгений АКСЕНОВ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
12 октября 2004, вторник
Все статьи номера:
« предыдущий№ 169 (2899)следующий »

Горячие материалы
Елена МЕЛЬНИК

Политика
Ольга МАЧНЕВА
Валентина ПАХОМОВА
 

Правоохранение и криминал
Никита ОЛЕЙНИКОВ

Культура
"Я не вор в законе, я доцент"
Евгений АКСЕНОВ

Городские новости
 
Марина ЮДКЕВИЧ
("Татар-информ".)
Валентина ВИТАЛЬЕВА

Спорт
 
 

Пресс-коктейль
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 

Проблемы экологии
 

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 169 (2899)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет