 | Горячие материалы | 12.12.2007 |
Церетелиада
Лужков в трусах и босоногий Путин до Казани не доехали
Вчера в Национальной художественной галерее Казанского кремля открылась персональная выставка произведений Зураба Церетели. Открылась скромно: без речей, без цветов, без музыки. Все необходимые для вернисажа условности будут соблюдены, когда в Казань приедет сам Зураб Константинович. А произойдет это ориентировочно в субботу.
К казанской выставке в типографии "Творческая мастерская Зураба Церетели" отпечатали каталог. Однако содержимое каталога и выставки, к сожалению, разнится. Например, посетители не увидят на выставке скульптурную композицию "В здоровом теле - здоровый дух", где увековечена фигура босоногого Владимира Путина в кимоно дзюдоиста. Нет в экспозиции бронзовых фигур Юрия Лужкова - "Дежурный по городу" (Лужков в фартуке дворника и с метлой) и "Спортсмен" (Лужков в трусах, левой ногой пинает футбольный мяч, в правой руке держит теннисную ракетку). Нет и горельефа жены Лужкова - Елены Батуриной с конем. Среди версий, почему эти работы не доехали до Казани, самой правдоподобной кажется такая: для залов нашей Национальной галереи эти скульптуры слишком высоки.
Экспозиция произведений Церетели выстроена не в хронологическом порядке, не по темам и не по жанрам. И, пожалуй, принцип ассорти - лучший способ дать зрителям понять, что на удивление трудолюбивый и плодовитый Церетели просто неистощим на идеи. На творчество его вдохновляют колоритные земляки-грузины (цветная шелкография "Винодел", бронзовый горельеф "Скорняк"), гении (скульптурная композиция "Пиросмани и Руссо", горельеф "Рудольф Нуриев", живописные портреты Дмитрия Шостаковича, Чарли Чаплина), искусство цирка, женщины и цветы. Любопытно, что некоторые натюрморты с цветами он называет женскими именами ("Кира", "Виктория") и редко какой женский портрет не дополняют цветы. Как говорил сам Церетели в одном из интервью: "Цветы и женщины для меня - одно и то же".
Пикассо считал, что Церетели-живописец унаследовал в своем творчестве традиции примитивиста Нико Пиросмани. Влияние Пиросмани - своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочные краски, сочетание (порой комичное) обобщенности форм и мелкой буквальности в деталях - чувствуется и в некоторых скульптурных его работах. Но первое, на что невольно обращаешь внимание при взгляде на все его скульптуры, - руки или ноги модели. Они, как правило, очень мощные. Персонажей с аристократически узкими конечностями у Церетели - считаные единицы. Но это легендарные персонажи: Пиросмани, Руссо, Высоцкий и Бродский.
Горельеф Иосифа Бродского - одна из самых любопытных работ Церетели, представленных в экспозиции. Это модель того самого памятника поэту, которая в 2005 году так возмутила некоторых москвичей, что они написали анонимное письмо скульптору под шапкой "Спасем Бродского! Церетели - вон из Москвы!".
Скульптор изваял поэта на фоне рукописей, разлетающихся большим крестом. Фигура самого Бродского состоит из двух половинок: одна в ватнике, другая - в мантии Нобелевского лауреата. Кстати, уже известно, что такой памятник в Москве устанавливать не станут. На Новинском бульваре столицы будет стоять памятник Иосифу Бродскому работы Георгия Франгуляна...
Персональная выставка Зураба Церетели в Казани приурочена к празднованию 250-летия Российской академии художеств, и авторы экспозиции советуют воспринимать ее своеобразным творческим отчетом Церетели - президента этого вуза. В честь юбилея академии и за личный вклад в ее развитие Церетели получил недавно высшую награду ЮНЕСКО - золотую медаль Пикассо. Это одна из самых престижных наград в сфере искусства, над эскизом которой работал выдающийся испанский художник Хуан Миро.
Вскоре в нашем городе откроется филиал Академии художеств - Московского государственного академического художественного института имени Василия Сурикова. Будет ли это единственным подарком Казани от Церетели и какие дары он получит в ответ, станет известно после приема у президента Шаймиева.
Фото из каталога "Выставка произведений З.К. Церетели. Казань-2007".
Айсылу КАДЫРОВА

|