Говорят, всей водки не выпьешь, всех женщин не перецелуешь. Но к этому надо стремиться. ...



№ 29(2344)
13 февраля 2002, среда
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Экономика и цены13.02.2002
Закон что дышло
"Бегучка" бессмертна?

Ведущий читает программу телепередач:

- ...А если, дорогие телезрители, вы будете внимательны, то в промежутках между рекламными паузами на заднем фоне за бегущей строкой и эмблемой нашего телеканала вы сможете посмотреть увлекательный фильм "Золото Маккены"!

Все любящие телерекламу любят ее одинаково - по расчету. Все не любящие телерекламы не любят ее по-разному.

Многих безумно раздражает "бегущая строка", в просторечии именуемая "бегучкой". А мне, например, она почти не мешает, разве что если на титры наложится, так что и не поймешь - то ли это на экране лицо почтенного члена Совета Федерации, то ли олицетворенное предложение "песка сах. в мешках с доставкой до квартиры". Но зато меня чрезвычайно напрягает интенсивность звука рекламных вставок. А уж человека, которого не изводила бы их продолжительность, я вообще не встречала.

В минувшем декабре были внесены изменения в закон о рекламе. Законодатели доходчиво объяснили народу, что всем не любящим телерекламу существенно полегчает - поскольку введены жесточайшие ограничения на ее трансляцию. А именно: что нельзя прерывать рекламой передачи определенной тематики; что нельзя вставлять рекламу в передачи, которые короче 15 минут; что в остальных нельзя ставить рекламные блоки чаще, чем раз в 15 минут; что продолжительность рекламы в передачах не может превышать 20 процентов эфирного времени (прежде допускалось 25)... И по звуку (который "не может быть громче звука транслируемой программы"), и по "бегучке" - ну просто "существеннейшие ограничения"! Народ поверил и принялся ждать облегчения.

Некоторых, правда, сразу насторожило поведение телекомпаний. Ведь если в законе все действительно так, как объясняли народу, тогда их плач по упущенным рекламным деньгам должен бы был существенно превысить громкость всех транслируемых программ. И ведь, как помнилось народу, в процессе обсуждения законопроекта плач и крики проклятия действительно имели место... А тут - как отрезало; неужто телебоссов законопослушание одолело?! Или "существеннейшие ограничения" оказались не такими уж существенными?

Народ ждет-пождет у телеэкрана - а чего-то ему не легчает. И "бегучка" бежит, и звук звучит на полную катушку, и за время рекламного блока по-прежнему можно изжарить и подать на стол яичницу. Наиболее активные кинулись жаловаться в министерство по антимонопольной политике, органы которого, как известно, контролируют исполнение законодательства о рекламе, и в газеты. Мы вынуждены были тоже обратиться за разъяснениями в Татарстанское территориальное управление МАП РФ. "ВК" ответила ведущий специалист отдела по поддержке предпринимательства, контролю за соблюдением законодательства о рекламе и защите прав потребителей Любовь Заббарова.

- Ругая рекламу (а ругать ее действительно есть за что), нельзя не учитывать, что именно благодаря рекламе существует возможность бесплатного просмотра многих каналов. Однако проблема действительно существует. В немалой степени это проблема отсутствия у потребителя (т.е. телезрителя) знания закона.

Например, по мнению некоторых, с внесением изменений в закон "О рекламе" "бегущая строка" запрещена вовсе. А закон не распространяется на объявления в "бегущей строке", не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Таких (так называемых "частных") объявлений, к примеру, на телеканале "Эфир" более 60 процентов.

Закон не запрещает, а лишь вводит дополнительные ограничения на "бегущую строку". Ее нельзя размещать в детских, религиозных, образовательных передачах, которые практически отсутствуют на местном телевидении, а также в передачах, продолжительность трансляции которых составляет менее 15 минут.

Дополнением ст. 11 закона "О рекламе", "облегчающим участь" телезрителей, стало требование о том, что "иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет более 15 минут, а также радиопостановки и художественные фильмы не могут совмещаться с рекламой чаще, чем через каждые 15 минут, или могут прерываться рекламой столько раз, сколько 15-минутных периодов включают эти передачи, радиопостановки и художественные фильмы". Однако закон не регламентирует продолжительность рекламных блоков.

С 25 до 20 процентов эфирного времени уменьшен разрешенный объем трансляции рекламы (для теле- и радиопрограмм, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на материалах рекламного характера). При этом в законе не определен порядок распределения рекламы в течение суток. Естественна заинтересованность рекламодателей и телекомпаний разместить максимальный объем рекламы в прайм-тайм - время, когда мы "прилипаем" к экранам телевизоров...

Существует и проблема "переходного периода": не совершившаяся еще техническая, организационная и, если хотите, психологическая перестройка телекомпаний. Ни в коем случае нельзя рассматривать их как "противников" - ведь именно телекомпании в большой мере напрямую заинтересованы в лояльном отношении своей зрительской аудитории к рекламе. Именно ваши симпатии определяют их рейтинг, влияющий на выбор рекламодателем того или иного канала.

С конца прошлого года телекомпании проводят консультации и обсуждение законодательных новшеств. В целях соблюдения требования закона о том, что "при трансляции рекламы ее звук не может быть громче звука транслируемой программы", телекомпании приобретают - как это сделал СТС - Казань - специальную технику, позволяющую автоматически выравнивать звук.

Хотелось бы отметить, что на сегодня Татарстанское управление МАП РФ не располагает какими-либо официальными толкованиями изменений закона "О рекламе". В связи с этим мы пока воздерживались от принятия радикальных мер. Кроме того, компетенция нашего органа ограничена контролем над рекламой, произведенной и распространяемой на территории РТ. Например, на центральных телеканалах мы контролируем только региональную рекламу.

Кстати, в феврале в Татарстане зарегистрирован Общественный совет по рекламе, учредителями которого выступили Торгово-промышленная палата и Союз журналистов РТ. Думаю, именно общественное регулирование позволит разрешить основные проблемы рекламного рынка.

Марина ЮДКЕВИЧ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
13 февраля 2002, среда
Все статьи номера:
« предыдущий№ 29(2344)следующий »

Горячие материалы
 
Алия ЗИГАНШИНА
Инна СЕРОВА
 

Политика
Марина ЮДКЕВИЧ
Инна СЕРОВА
 

Экономика и цены
"Бегучка" бессмертна?
Марина ЮДКЕВИЧ
("Татар-информ".)
(Информагентство АК&М.)

Медицина
 
Ольга МАЧНЕВА

Правоохранение и криминал
Алексей УГАРОВ

Образование
 

Культура
Айсылу КАДЫРОВА

Городские новости
Наталья ВЯТКИНА
 
Валентина ПАХОМОВА

Спорт
 
 
Сергей КОЗИН

Пресс-коктейль
 
 
 
 
 
 
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
Амир ДАУТОВ

Социальные проблемы
 

На правах рекламы
 

« предыдущий№ 29(2344)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет