| Культура | 13.02.2002 |
Шаляпинский фестиваль
Без нее не проходит ни один президентский концерт
...На сцене она была трогательной красавицей Виолеттой Валери. Ее сильное, полетное и чистое сопрано пленяло, а образ добросердечной и нежной куртизанки был создан так убедительно, что в финале спектакля, когда героиня Джамили Баспаковой умирала, публика не скрывала слез...
Но сразу после того, как отгремели аплодисменты и занавес закрылся, Джамиля в один миг превратилась из оперной примадонны в дамочку со шквальным темпераментом. Быстро переоделась в гримерке и отвечала на мои вопросы, нервно вышагивая по комнате и с остервенением счесывая лак с волос. При этом от боли ни секунды не морщилась...
- Ну что вам сказать? Да, я буду, я согласна и впредь сотрудничать с труппой казанской оперы. Мне уже задание дали - выучить партию сопрано в "Реквиеме" Верди, Микаэлы в "Кармен" и Маргариты в "Фаусте". Но чаще придется петь у вас сложнейшую "Травиату". Найти хорошую Виолетту сегодня - проблема. А я умею быстро мобилизовать силы и петь каждый спектакль, как последний.
- Сегодня после первого акта вам вызывали врача. Что случилось?
- Да ничего не случилось! Это излишняя забота вашего театра о моем голосе, которая очень меня удивила. Я сама врача не требовала, я прекрасно себя чувствовала, прекрасно звучала. И злосчастный ми-бемоль, который так любит публика, взяла и держала очень долго.
- Джамиля, вы учились только в алма-атинской консерватории?
- Меня все спрашивают, где я научилась так красиво петь. Да, я училась в алма-атинской консерватории, где у меня был прекрасный педагог - Саоле Курмангалеева, ученица легендарных Владимировой, Дорлиак и Лемешева. А еще я и стажировку в Италии проходила, в Академии оперного искусства. Наше министерство культуры меня туда отправляло. Но важно отметить, что уверенность в своих силах мне дарит то, что я пою очень много - часто гастролирую. У меня огромный репертуар, я востребована. А сцены далеко не последних театров мира - они обязывают быть всегда в форме.
- Мне кажется, что уверенность в своих силах дарят вокалистам участие и победа на международных конкурсах...
- Я так не считаю. В конкурсах принципиально не участвовала и участвовать не буду. Я хорошо знаю, что без поддержки жюри на победу рассчитывать нельзя. А у меня нет такой поддержки, я всегда - сама.
- Кто вас рекомендовал руководству казанской оперы?
- Я не помню фамилии дирижера, который услышал меня в Харькове. Он и дал мои телефоны вашей дирекции. Мне позвонили, попросили прислать кассеты, а потом и саму пригласили - сразу на "Травиату". Это, кстати, первый мой спектакль, с него и началась моя карьера.
- Тяжело, наверное, жить в таком ритме: сегодня петь в Казани, а послезавтра, например, в Амстердаме?
- Только в бытовом плане - тяжело. Утомляют долгие перелеты. Я вот к вам сейчас как добиралась? Сначала на самолете до Москвы - это четыре с половиной часа, потом на поезде. А из Алма-Аты до Амстердама лететь еще дольше - семь часов. Но мне нравится гастролировать. Если честно, я вовсе не из-за гонораров живу в таком ритме. Прилично заработать я могу и в Алма-Ате.
- Наверняка поете не только в театре?
- У меня очень много приглашений. Часто зовут петь в концертах, на банкетах, в ресторанах - на официальных приемах... Ни один президентский концерт не обходится без моего участия. Наш Нурсултан Назарбаев очень любит оперу, но через своих помощников всегда просит, чтобы я пела что-нибудь красивое и эффектное, но минуты на две, на три - недолго. И я пою, как правило, "Сказки венского леса" Штрауса, алябьевского "Соловья"... Очень ему нравятся эти произведения.
- А смогли бы пожертвовать ради карьеры "женским" счастьем?
- Ну, в каком-то плане я уже - жертва. Мой супруг, он компьютерщик, не выдержал стремительного развития моей карьеры, ушел. И я теперь - свободный художник. Но у меня маленькая дочь. Очень ее люблю, ради нее, чтобы чаще быть с нею вместе, я отказываюсь от некоторых долгих гастролей.
- Сегодня вас приходил слушать премьер нашей балетной труппы Нурлан Канетов, ваш земляк...
- Да, мы виделись. Мне очень приятно, что он пришел специально на мой спектакль. А Бахытжан Смагулов, тоже премьер балета и тоже мой земляк, не пришел. Вы ему привет, что ли, передайте...
- Обязательно. И знаете, что он мне скажет: "Ну, убедилась? Талантливый народ - казахи!".
Фото Олега КОСОВА.
Айсылу КАДЫРОВА
|