 | Горячие материалы | 13.07.2001 |
Отдай, не греши
В последний путь к свободе
Налоговики дают последнюю возможность реструктурировать долги в бюджет. Но воспользоваться ею смогут не все.
Только те предприятия, которые исправно делают текущие налоговые платежи, могут получить право на 10-летнюю реструктуризацию просроченной задолженности. Сегодня 1847 предприятий Татарстана, за которыми числится 4,5 млрд. руб. долга, уже работают в режиме реструктуризации. Среди них такие гиганты, как "Таттрансгаз", "Нижнекамскшина", "Татнефтегеофизика"... Крупнейшими "нереструктурировавшими" должниками остаются КамАЗ, НПО им. Ленина, КАПО...
Как сказал вчера заместитель руководителя УМНС РФ по РТ Леонид Якунин, налоговые органы республики рассчитывают вовлечь в эту схему еще 2,5 тысячи предприятий. Если это удастся, будет реструктурировано 80 процентов долгов татарстанских предприятий перед бюджетами всех уровней. К настоящему времени этот долг составляет 17,2 млрд. рублей (сумма, близкая к размеру годового бюджета республики). Правда, отношение объема долгов к объему поступления налоговых сборов с каждым годом заметно снижается: в прошлом году оно составляло 21 процент, а в нынешнем, как ожидается, будет всего восемь.
Время до 1 декабря - последний шанс для должников избежать "всех фискальных мер - ареста имущества и передачи дела в комитет по банкротству", сказал г-н Якунин. Он подчеркнул: это последняя реструктуризация, другой не будет.
Предупреждение грозное, но сама схема реструктуризации (идущая из Москвы) в последнее время стала гораздо либеральнее. Во-первых, больше не требуется положительного заключения федеральной службы по финансовому оздоровлению. Во-вторых, право запускать его отдано налоговым управлениям регионов. Важность последнего становится очевидной, если вспомнить, что в прошлом году Москва отказала, например, КамАЗу в праве на рассрочку его долгов перед бюджетом.
И вот на следующей неделе представители УМНС РФ по РТ, облеченные новой властью, едут в Челны, чтобы снова попытаться включить режим реструктуризации для КамАЗа. На прямой вопрос: что будет, если это не удастся - г-н Якунин дал понять, что к таким предприятиям нужен особый подход, исключающий "рубку сплеча".
Еще бы. Если предприятие однажды не выдержало режима реструктуризации, рассчитывать на вхождение в этот режим снова оно не может. И значит - "фискальные меры", банкротная служба и смена собственника. А кто ж его купит за нормальные деньги, КамАЗ-то?.. Да иностранные кредиторы уже и пытались запустить этот механизм... Дело кончилось тем, что Европейский банк накрепко "вошел в положение" автогиганта, получив его облигации...
Г-н Якунин не скрыл, что 39 предприятий республики уже не выдержали режима реструктуризации (до настоящего времени для этого достаточно было хотя бы на день отстать от графика выплат). Среди таких - речной порт "Набережные Челны". Как известно, 75 процентов его пакета акций были в прошлом году проданы "ТАИФу СТ" и "ТАИФу-Магистраль"...
Марина ЮДКЕВИЧ

|