Весна - все кошки торжествуют!
Дмитрий Свиридов



№ 43 (2565)
15 марта 2003, суббота
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Субботний репортаж15.03.2003
Словно и не жили

Это наша с тобой биография

Завтра работники жилищно-коммунального хозяйства празднуют 80-летие отрасли. В такие дни принято подводить итоги и гордиться достижениями. Но достижения в этой области - вопрос очень даже спорный. А потому мы решили не дразнить читателей, а проследить историю жилищно-коммунального хозяйства на примере одного дома. И не просто дома, а дома - ровесника этого самого хозяйства.

Увы, жилого дома, построенного в 1923 году, в Казани не нашлось. Сотрудники департамента ЖКХ с ног сбились. И, обессилев, предложили другую кандидатуру - дом 1924 года рождения. Представьте наше с фотокором удивление, когда по указанному адресу - на Большой Красной, 58 - мы обнаружили сразу два явно дореволюционных трехэтажных особнячка. Смирившись с действительностью (ясно же, сразу после гражданской войны построить капитальный дом было делом нереальным), мы стали лепить репортаж из того, что было - собирать по крупинкам "новейшую историю" этих особняков.

История оказалась сплошь из пробелов. Точная дата рождения домов так и осталась тайной. Что с этими домами происходило с Октябрьского переворота и вплоть до 1971 года - тоже: нынешний технический паспорт был составлен всего лишь 22 года назад - при передаче дома из ведения домоуправления № 14 в Советский ПТЖХ. Других документов у жилищников нет. В паспорте есть кое-какая информация о прошлом. Например, о том, что первый и последний капитальный ремонт при социализме был сделан в 1966 году - поменяли крышу и трубы, отремонтировали рамы, двери и кое-что еще по мелочи.

Да-а-а, строили до революции действительно на века! Когда этот дом включили в программу ликвидации ветхого жилья, жильцы литера (корпуса) "а" взбунтовались и доказали с документами в руках, что он и не ветхий вовсе. Так что теперь на квартиры в здании, которое вы видите на снимке, никто больше не покушается.

За долгую-долгую жизнь два дома на Большой Красной, конечно, поизносились. Но не так уж и сильно: к 1971 году износ был всего-то 38 процентов, а к 97-му у литера "а" - 53%, у "б" - 51%. В последующие пять лет коммунальщикам то ли наблюдать за износом было недосуг, то ли износа вовсе не происходило - данных нет. Хотя в доме случалось всякое. Даже пожар был в декабре 2001 года.

Сегодня в литере "а" проживают 16 семей - в изолированных квартирах с частичными удобствами. То есть холодная вода, канализация и газовое отопление есть у всех, а ванны и газовые колонки поставили те, кто хотел и мог. В литере "б", где коридорная система с коммуналками, 9 семей ждут переселения по ветхости. По словам управдома Азата Зинатуллина, люди все хорошие, платят за квартиру регулярно и особо ни на что не жалуются. Это при том, что Зинатуллин не припомнил, чтобы его ЖКУ №2 попыталось как-нибудь кардинально улучшить им жизнь.

Что будет с литером "б" после расселения? По опыту соседних строений можно предположить, что еще сохранившиеся кованые украшения фасада окажутся на свалке. А сам дом "реконструируют" до неузнаваемости и, вероятно, отдадут под офисы богатеньким фирмам. С литером "а" сложнее. В двух нижних этажах уже хозяйничает какая-то фирма - выкупила квартиры и ведет перестройку. В парадном подъезде - пыль запустения, свалены и ржавеют фрагменты изумительной кованой лестницы, резные балясины из дуба...

Сколько денег в дом вложено за 80 лет? Сколько за последний год? Никто ни того, ни другого не знает. Нет документов, в которых были бы перечислены поименно домоуправы, начальники ЖЭКов, ПТЖХ, ЖДЕЗов. А ведь они были - и прошли мимо этого и мимо других домов.

Может, зря в далеком 1923 году руководство молодой советской Татарии "сломалось" и передало "коммуналку" по примеру всей России совнаркому из ведения сурового НКВД? Чекисты-то хоть помнить и записывать умели все и про каждого. А у совнаркомов, министерств и департаментов каждый день начинается с чистого листа. Вот и валим мы все 80 лет средства в ЖКХ, как в бездонную яму. Нет, прав был тишайший царь Алексей Михайлович, закрепивший в середине XVII века функции общественного благочиния (аналог нынешнего домоуправления) за полицией. Понимал он: наш чиновник таков, что ежели приставить его к дому, то рядом обязательно следует поставить городового.

Фото Олега КОСОВА.

Инна СЕРОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
15 марта 2003, суббота
Все статьи номера:
« предыдущий№ 43 (2565)следующий »

Политика
Алла САМАРЦЕВА

Медицина
Елена МЕЛЬНИК

Правоохранение и криминал
Никита ОЛЕЙНИКОВ

Образование
Ольга МАЧНЕВА
Елена МЕЛЬНИК

Культура
 
 
 
 

Городские новости
Елена МЕЛЬНИК
Валентина ПАХОМОВА
 
Рустам ВАФИН
Анна АЛТЫНОВА
Марина ЮДКЕВИЧ
 
Ольга МАЧНЕВА

Спорт
Сергей КОЗИН
Сергей КОЗИН

Пресс-коктейль
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 

Тесты
 
 

Конкурсы
 

Субботний репортаж
Словно и не жили
Инна СЕРОВА

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 43 (2565)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет