Вечный ассортимент:
черствый хлеб истины -
и маковая булка лжи...
Виктор Шендерович



№ 181 (3331)
15 ноября 2006, среда
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Городские новости15.11.2006
Упорядочили
Перевозки в законе, закон - в исполкоме

Понедельник стал тяжелым днем для мелких частных перевозчиков: подписанный в этот день президентом РТ закон "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан" фактически ставит крест на их бизнесе. Кроме того, новый закон изгоняет из этой сферы последние намеки на рыночные отношения и конкуренцию - благодаря введению жесткого государственного регулирования.

Попытка отрегулировать работу пассажирского транспорта сверху была предпринята гордумой Казани, когда этот закон существовал лишь в проекте: в июне было утверждено Положение о пассажирских перевозках. Республиканский закон отличается от городского Положения лишь по форме - он намного лаконичнее и четче. А по содержанию - то же самое. И с его выходом отменить по инициативе снизу непопулярное у многих пассажиров и перевозчиков решение исполкома Казани об оптимизации городской маршрутной сети становится практически невозможно. Потому что закон закрепил за органами местного самоуправления единоличное право устанавливать правила игры на транспортном поле. На недавней коллегии минтранса министр Владимир Швецов сказал, что выхода этого закона все очень ждали, поскольку он наконец-то позволит навести порядок в пассажирских перевозках. Порядка хотят и пассажиры. Вопрос - какого.

К примеру, формально закон об организации пассажирских перевозок провозглашает обеспечение добросовестной конкуренции между перевозчиками. Но на деле за этой декларацией ничего не стоит. И авторы закона это понимали с самого начала, раз в статье, где перечисляются принципы организации перевозок, даже не упомянули о конкуренции - во главу угла они поставили планирование, "удовлетворение социальной потребности" и "обеспечение доступности для населения, в том числе для малообеспеченных категорий".

Вы спросите, какая связь между конкуренцией среди перевозчиков и доступностью транспорта для населения? Да прямая - казанцы еще не забыли время, когда в отдаленные районы города ходило по одному маршруту и добраться без нервотрепки на Кварталы или в Авиастроительный район после восьми вечера могли только очень обеспеченные граждане - на такси. Как не забыли и о том, что подолгу ждали на остановке в часы пик единственный переполненный автобус. А ведь так получалось именно из-за отсутствия конкуренции: большой автобус большому автотранспортному предприятию лишний раз гонять, чтобы перевезти нескольких пассажиров, накладно, а конкурентов у этого предприятия не было, стало быть, не было и стимула бороться за пассажиров... И вот сейчас уже на совершенно законных основаниях казанцы опять получат маршрутную сеть, где нет или почти нет дублирующих маршрутов, и все маршруты распределены между несколькими крупными перевозчиками (способные составить им конкуренцию мелкие предприниматели просто не имеют шансов пройти через сито отбора).

Впрочем, в законе есть и очень полезные статьи. Например, теперь заказчики пассажирских перевозок - органы местного самоуправления - обязаны своевременно компенсировать транспортникам расходы, связанные с перевозкой льготников. Казанские перевозчики уже много лет жалуются, что в полном объеме им эти расходы не компенсируют, нет соответствующей статьи и в городском Положении о пассажирских перевозках.

В законе также четко прописано, что организатор перевозок обязан обустраивать и содержать остановочные пункты. Кстати, депутаты Казанской гордумы, подробно расписавшие, какой замечательный благоустроенный вид должны иметь остановки, не удосужились уточнить, кто этим обязан заниматься. Теперь же появилась надежда, что за грязные, неасфальтированные остановки без навесов и скамеек муниципалитет наконец ответит перед налогоплательщиками. Как и за состояние городских дорог, по которым пассажиров будут возить. Ведь по новому закону маршрутные транспортные средства могут ходить только там, где дорожные условия соответствуют требованиям безопасности дорожного движения. А с этой точки зрения большинство маршрутов впору закрыть, ведь даже на центральных улицах на проезжей части множество кочек и вздутий, которые при неудачном стечении обстоятельств могут легко спровоцировать аварию... Интересно, изменится ли что-нибудь в ближайшие месяцы после принятия закона на остановках и дорогах или его используют только для передела рынка перевозок, проигнорировав прочие положения?

Инна СЕРОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
15 ноября 2006, среда
Все статьи номера:
« предыдущий№ 181 (3331)следующий »

Горячие материалы
Елена МЕЛЬНИК

Экономика и цены
Валентина ПАХОМОВА
 

Медицина
 

Правоохранение и криминал
Елена МЕЛЬНИК
Марина ЮДКЕВИЧ
 

Образование
 

Культура
Ольга МАЧНЕВА

Городские новости
Перевозки в законе, закон - в исполкоме
Инна СЕРОВА
 
Евгений АКСЕНОВ
 

Спорт
 
Сергей КОЗИН
 

Пресс-коктейль
 

Проблемы экологии
Инна СЕРОВА

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 181 (3331)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет