| Экономика и цены | 15.12.2004 |
Цена вопроса
Между рынком и супермаркетом
Казанская примета: если возмущенные граждане перекрывают оживленные улицы, значит, где-то рядом власти города закрывают рынок. 1 декабря таким вот образом была перекрыта улица Адоратского после того, как администрация Ново-Савиновского района объявила о закрытии расположенного на ней базара. Официально - по предписанию санитарных служб города. Но рыночные торговцы уверены, что власти лишают их куска хлеба в интересах владельцев крупных магазинов...
Причем эту уверенность разделяет и большинство горожан, особенно те, кто привык отовариваться на рынках. При этом они размышляют приблизительно так: Казань захлестнул бум строительства новых супер- и гипермаркетов, для которых рыночные торговцы в своих примитивных палатках с низкой арендной платой - прямые конкуренты. А как заставить пенсионера сделать "правильный" выбор между дешевым базарчиком и дорогим магазином? Правильно, закрыть базар...
Корреспонденты "ВК" решили на собственном кошельке проверить, соответствует ли действительности расхожее мнение, что товары на рынке дешевле, чем в магазинах. Для сравнения мы выбрали тот самый рынок на Адоратского и расположенный неподалеку от него супермаркет "Раздолье". А чтобы эксперимент вышел чистым, сравнивали товары только одних и тех же производителей. И вот что у нас получилось.
По отдельным позициям цены в супермаркете действительно оказались выше, чем у уличных торговцев. Например, сыр "Российский" украинского производства на базаре стоил 105 рублей, такой же сыр в "Раздолье" - уже 160. Бутылка растительного масла "Слобода" на базаре - 32 рубля, в магазине - 37,8. Огурцы тепличные в пленке в палатке на Адоратского стоили 50 рублей, на таких же огурцах в магазине висел ценник 57 рублей. В общем, так бы мы и ушли из "Раздолья", уверовав в справедливость людской молвы о дешевизне на рынках, если бы не популярные сардельки "Дуслык" производства Казанского мясокомбината. В колбасном отделе супермаркета эти сардельки продавались по 88 рублей за килограмм, а на рынке они стоили 95 рублей. Разница вроде небольшая, но она есть. И не в пользу рынка. Сравнение по дорогим колбасам, например "Московской" (тоже казанского производства), также добавило очков магазину, где ее продавали по 198 рублей. А в квартале от супермаркета, в рыночной палатке, уже за 220... В чем-то это и закономерно. Крупнооптовые поставки товаров и большие обороты, которыми оперируют супермаркеты, позволяют им поддерживать цены на уровне мелкооптовых рыночников. Даже несмотря на более высокую арендную плату и другие издержки.
Кроме того, не стоит обольщаться, если вы увидели на рынке ценник ниже магазинного. Это вполне может означать, что вас собираются обвесить. В чем автор этих строк убедился, купив на рынке контрольные триста граммов сыра и палку полукопченой.
"Можно немного больше?" - спросила продавщица за сырным прилавком. На допотопных весах стрелка замерла на отметке 400 с небольшим. Я не спорил. Но, рассчитавшись, отправился к контрольным весам в вагончике администрации. Тамошние электронные весы показывали уже 340 граммов. Дежуривший рядом охранник записал разницу на бумажку и предложил вернуться с ней к киоску за своими восемью рублями... Мелочиться не хотелось. Поэтому я отправился на другой конец базара. За колбасой. Выбор пал на "Таллинскую" шеморданского завода. Продавщица выбор одобрила. Взвесила. Вышло 550 граммов. Минуту спустя я ее перевзвешивал у того же охранника. Оказалось 460. "Совсем оборзели", - заметил охранник, заполняя новую бумажку, уже на 12 рублей...
В общем, подводя итоги эксперимента, однозначный вывод о преимуществе базара по критерию "дешевизна" сделать трудно. Конечно, по ряду позиций, даже с учетом возможного обвеса, рынок выйдет дешевле. И, наверное, это немаловажно для малообеспеченных сограждан, отоваривающихся в палатках...
Впрочем, достоинство рынков заключается не только в более скромных ценах на отдельные продукты. У казанских рынков была и по-прежнему остается важная социальная функция - они создают рабочие места и стабильный источник дохода. В частности, для тех двух тысяч наемных продавцов и шестисот частных предпринимателей, что обосновались на улице Адоратского. В большинстве своем это женщины среднего возраста. То есть те, кто в первую очередь пополняет ряды безработных.
В этой связи хочется рассказать одну историю. Чуть больше года назад, когда в стране вовсю шла кампания по выборам в Госдуму, в Набережных Челнах в предвыборном штабе одного из кандидатов в депутаты решили выяснить настроения рыночных торговцев - довольно значительной группы избирателей в этом городе. Предполагалось, что основные их проблемы связаны с коррупцией, административным произволом властей, а также бандитским рэкетом. Но каково же было удивление помощников кандидата, когда у них на руках оказались данные социологических исследований, проведенных среди этих людей.
Оказалось, что большинство торговцев были готовы без всякого сожаления отказаться от своего бизнеса. Устроиться на крупное или среднее предприятие в качестве наемных рабочих и трудиться даже за меньшие деньги. На вопрос "Почему?" они бесхитростно отвечали, потому что там тепло. Не надо стоять сутками на морозе. И умирать в 50 лет, потеряв здоровье. Потому что есть субботы и воскресенья, которые можно провести в семьях, потому что хочется иметь законный больничный при простуде. Иметь честно заработанный отпуск. То есть нехитрый набор социальных благ, которые отсутствуют в жестких условиях конкуренции малого бизнеса...
После чего штаб кандидата немедленно сменил акценты в агитации среди этой категории избирателей. Было решено поднять на щит идею: Челнам не нужны новые рынки и магазины, Челнам нужны новые производства и рабочие места. Вряд ли этот кандидат мог выполнить такую программу, но агитация срабатывала. Особенно на фоне действий челнинских чиновников, которые чуть ли не каждую неделю с помпой открывали новые торговые площадки, видимо, искренне веря, что они таким образом создают рабочие места. Хотя было очевидно, что город этими площадками уже перенасыщен. А их владельцы нуждаются в платежеспособных покупателях, а не в дополнительных конкурентах.
Трудно сказать, насколько корректно сравнивать настроения челнинских и казанских рыночных торговцев. Все-таки Казань - город побогаче. Но, памятуя о челнинском опыте, хочется поделиться крамольной мыслью. В Казани чуть ли не каждый месяц открывают новые торговые комплексы. С помпой, с президентом и воздушными шарами. Но, честное слово, было бы приятнее увидеть президента и мэра, разрезающих ленточку на входе у нового предприятия.
Рустам ВАФИН
|