Политики знают, что хочет народ, потому что хотят этого еще больше. Анатолий Анис ...



№ 96 (2826)
16 июня 2004, среда
  « Предыдущий номерСледующая статья »  
Политика16.06.2004
В поисках утраченного?
Одного сабантуя маловато будет

Вопрос о необходимости возродить праздник "Джиен" в масштабах республики подняла перед очередным сабантуем часть радикальной татарской общественности Казани. По мнению журналиста Искандера Сираджи, сабантуй трансформировался окончательно и бесповоротно из национального в интернациональный праздник.

- У русских есть "Каравон", у чувашей - "Уяв", у мордвы - "Балтай", удмурты празднуют "Гырон-Быдтон", марийцы - "Семык". А что есть у татар? Сабантуй? - вопрошает Сираджи. - Сабантуй давно превратился в интернациональный праздник. Хотя бы потому, что русские, чуваши, удмурты, марийцы проводят свои национальные праздники только на родном языке. На сабантуе я слышу больше русской, чем татарской речи. Почему на сабантуе рекой льются водка и пиво, продают блюда из свинины? Купить на майдане халяльную пищу - для меня большая проблема. Эчпочмак или шашлык из говядины я не могу найти.

Сабантуй до революции проводился не после, как сейчас, а до весеннего сева, ранней весной, когда земля начинала освобождаться от снега. В это время всей деревней варили кашу - карга быткасы, угощали ею детей. Парни начинали готовить лошадей к скачкам, это называлось "аякы кыздыру". Накануне сабантуя собирали подарки - полотенца, крашеные яйца. Крашение яиц не пришло к татарам от русских, у нас этот обычай был всегда. Моя прабабушка-мусульманка красила яйца. Крашеные яйца кидали в первую борозду, чтобы зерно выросло крупным, как яйцо. Этот обычай пошел от древних булгар. Сам сабантуй состоял из трех видов состязаний: в беге, скачках на лошадях, борьбе курэш. Не было ни бега с ложкой и коромыслами, ни поиска монет в чашке с катыком, в котором Путин отличился. Теперь, как только речь о сабантуе заходит, все телеканалы показывают именно эти кадры: лицо Путина, испачканное в катыке. Да нет ничего общего в этом обычае с национальным праздником сабантуй! Это дикарство, не более. В начале прошлого века баи, которые к тому времени начали употреблять водочку, над бедняками издевались, наливая в чашки кислое молоко, кидали туда пять копеек. А уж при советской власти, когда сабантуй попал в руки культработников, он окончательно приобрел балаганный вид. Тогда и пошли лазание по шесту, бег в мешках и все остальное.

Поймите меня правильно, я не стремлюсь к тому, чтобы переделывать сабантуй. Речь не об этом. Праздники меняются, приобретают со временем новые черты. Сам видел, как в марийской деревне в Елабужском районе на "Семык" режут быка, варят его в котле, а кожу разрезают на полоски, потом на этой коже борются - по примеру курэша.

Для меня важно, чтобы у татар появился национальный праздник. Им должен стать "Джиен", второй по важности национальный праздник татар. Его проводили после окончания посевной. Я добился того, чтобы в этом году его впервые провели на республиканском уровне в Азнакаеве, под патронажем министерства культуры и республиканского научно-методического центра народного творчества. Можно сказать, что впервые за годы так называемого суверенитета справедливость восстановлена. Важно, чтобы этот праздник вели на татарском языке, чтобы русские на нем были гостями. Чтобы хотя бы один день в году прошел без водки и свинины.

Дамир Шарафутдинов, начальник Главного архивного управления при кабмине, автор книг о сабантуе, подтвердил корреспонденту "ВК", что сабантуй вплоть до начала прошлого века праздновался перед началом сева. И был не праздником плуга (это слишком узкое определение), а символом пробуждения природы. Что же касается "Джиена", то его в отдельных деревнях праздновали вплоть до Великой Отечественной войны, но уже в 20-е годы прошлого века его компоненты вобрал в себя сабантуй. Шарафутдинов считает, что черты "Джиена" проявляются в праздновании 30 августа Дня республики и города Казани. Этнограф признает, что в последние десятилетия в программу сабантуя входят не только национальные, но и международные виды спортивных состязаний и игр. По его словам, такие состязания, как стрельба из лука, бег в гору, игра в шар, поиск и доставание языком со дна тарелки с катыком серебряной монеты - символа солнца, бег с зажатой в зубах деревянной ложкой с яйцом, лазание на столб или шест - тоже существовали. Но скачки, бег, борьба - всегда были самыми главными и древними состязаниями.

- Действительно, на рубеже XIX - XX веков сабантуй начал меняться. Богачи придумывали новые "игры". Заставляли мальчишек из бедных семей есть французскую булку на скорость. Дети давились, баи потешались. Наливали кислого молока и бросали пятак. Бедняки были согласны за монету окунуть лицо в молоко, - говорит Шарафутдинов.

Любопытно, что в начале XX века газетные полосы пестрели не слишком одобрительными заметками о сабантуе, который, судя по сообщениям, "измельчал". "Алкогольная" тема поднималась в дни сабантуя постоянно. А в 1906 году разгорелся скандал вокруг публикации о маленькой мусульманской деревушке Черки-Гришино Тетюшского района, жители которой выпили 117 четвертей водки на сумму 270 рублей. До конца так и не выяснилось, было ли это сообщение газетной уткой, опечаткой или правдой.

В республиканском научно-методическом центре народного творчества корреспонденту "ВК" сообщили, что в этом году решено в качестве республиканского праздника провести 12 июля Петров день для крещеных татар. А что касается "Джиена", который планировалось провести в Азнакаеве, то его не будет - по крайней мере финансовой поддержки со стороны республики местным властям не стоит ждать. Кстати, в прошлом году "Джиен" прошел в Кукморе по инициативе тамошних властей, а также в разное время "Джиен" праздновали в Сабинском, Тюлячинском, Мамадышском, Бавлинском районах.

Фото Шамиля АБДЮШЕВА.

Алсу МУСИНА

Версия для печати


  « Предыдущий номерСледующая статья »  
16 июня 2004, среда
Все статьи номера:
« предыдущий№ 96 (2826)следующий »

Политика
Одного сабантуя маловато будет
Алсу МУСИНА

Экономика и цены
Марина ЮДКЕВИЧ

Медицина
Марина ТАЛАГАЕВА

Правоохранение и криминал
Елена МЕЛЬНИК
Евгений АКСЕНОВ
Сергей ИЛЬИН
 
Инна СЕРОВА

Культура
 
 

Городские новости
Марина ЮДКЕВИЧ

Спорт
Сергей КОЗИН
 
 

Пресс-коктейль
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 

Социальные проблемы
Евгений АКСЕНОВ
 
 

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 96 (2826)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет