Скупой платит
дважды,
а щедрый -
трижды,
четырежды!



№ 60 (3834)
17 апреля 2009, пятница
  « Предыдущий номерСледующая статья »  
Политика17.04.2009
В Госсовете РТ
Депутаты не хотят кошмарить бизнес, а минфин кошмарит депутатов

Как вырастить малый бизнес, при этом не допуская его вырастания до размеров, угрожающих привилегированным "крупнякам" экономики, как снизить налоговое бремя, при этом усиленно наполняя бюджет, - эти вопросы обсуждали в среду депутаты Госсовета РТ на совместном заседании парламентских комитетов по экономике и по бюджету.

О том, как сейчас в Татарстане помогают малому бизнесу, рассказал председатель Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ Тимур Шагивалеев. Он упомянул гранты для начинающих (на открытие бизнеса в приоритетных отраслях промышленности Татарстана бюджетом предусмотрено 130 млн рублей на год), "Гарантийный" и "Револьверный" фонды (225 и 50 млн соответственно, эти средства предназначены на поддержку при получении кредитов и при участии в госзаказе), субсидирование 30 процентов затрат "малышей" на подключение к электросетям (за 1-й квартал на это выделено около 780 тыс. рублей), поддержку резидентов КИП "Мастер"...

Особую дискуссию нежданно-негаданно вызвал проект "Лизинг-грант", фонд которого - около 178 млн рублей. "На основании рекомендательных писем от руководителей муниципальных образований, - расшифровал его г-н Шагивалеев, - нашим комитетом проводится отбор начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства". И пояснил: этим субъектам выделяются не деньги, а оборудование (для элементарной дерево- или молокообработки или мини-консервирования, например) на условиях постепенной оплаты части его стоимости.

- В районе существует предприятие по переработке молока, - Талгат Абдуллин сформулировал условие, типичное для Татарстана. - А вы вкладываете в оборудование для переработки молока (силами кустарей. - М.Ю.). И как вы это оцениваете?

Похоже, сам г-н Абдуллин оценивал это как прожектерство, которое приведет либо к нехватке сырья для уже существующих предприятий, либо к бессмысленной потере бюджетных средств на приобретение оборудования для "малых", потому что "большие" все равно не позволят им конкурировать с собой (второе вернее, учитывая, что за каждым из нынешних предприятий АПК - олигарх, объединяющий в своем лице деньги и власть). Но Тимур Шагивалеев заверил, что в формировании программы участвовали сами сельхозпроизводители (в частности, Ассоциация фермерских хозяйств), а там, "на земле", виднее реальные потребности рынка. Правда, трудно оценить, насколько желание малых сих заиметь оборудование для переработки своего сырья определяется реальными потребностями рынка, а насколько - стремлением освободиться от ценового диктата покупателей - тех самых олигархов...

- Все-таки, - настаивал г-н Абдуллин, - хотелось бы определить границы, в которых должен действовать малый бизнес. А то можно размыть большую экономику и в итоге потерять все.

В самом деле, демонополизация - вещь хорошая, но пока умозрительная, а вот что будет с рынком труда, налогами и проч., если из-за нехватки сырья "просядут" крупные компании...

- В развитых странах малый бизнес производит до 50 процентов ВРП. Наш президент поставил задачу достижения 35 процентов, и мы нацелены на ее выполнение, - не растерялся г-н Шагивалеев.

Ринат Ханбиков набросал метафорический эскиз границ малого бизнеса:

- Вот у нас есть, к примеру, федеральная трасса, на которой серьезный транспортный поток, а есть масса проселочных дорог, где раз в день трактор проедет... Так задача пустить новый бизнес по незанятым дорогам, а не создавать затор на трассе!

"А у нас в Татарстане многие вопросы параллелятся..." - добавил он, давая понять, что госведомства, независимо друг от друга выводящие малый бизнес Татарстана на светлый путь развитых стран, доведут-таки его до серьезного столкновения с интересами татарстанских "тяжеловесов". И если "тяжеловесам" после такого и придется подкрашивать репутацию, то "легковушки" бизнеса просто окажутся не подлежащими ремонту.

- Установка "не кошмарить бизнес" выполняется с точностью до наоборот, - констатировал Вячеслав Зубарев. - Все проверки активизировались. Налоговики берут все, лишь бы пополнить бюджет...

Министру финансов Радику Гайзатуллину хватило нескольких фраз, чтобы участники заседания смогли понять: сегодня в вопросе пополнения бюджета деликатничать не приходится. Он всего лишь озвучил размер бюджетного дефицита. Эти суммы официально прозвучали в Татарстане впервые.

Доходы бюджета республики в первом квартале этого года, заявил министр, составили 12,2 млрд рублей. Это на 36,4 процента меньше доходов за прошлогодний аналогичный период, не говоря уж о плановом показателе этого года. Недопоступление доходов - около семи миллиардов, к тому же около 5 млрд рублей республиканский бюджет задолжал предприятиям, заплатившим налоги за 1-й квартал авансом.

"Нам пришлось заимствовать из федерального бюджета 4,1 млрд рублей для финансирования даже только первоочередных расходов", - рассказал г-н Гайзатуллин. Плюс к этому кредиту федеральный бюджет выделил Татарстану в 1-м квартале 8,8 млрд рублей, что на 5 миллиардов больше, чем за тот же период прошлого года.

- Вчера была коллегия Минфина России, а потом был рассмотрен вопрос об оказании помощи регионам... Просто так не возьмешь эти деньги! - поделился г-н Гайзатуллин пережитым накануне. - Минфин России разработал проект методики, где предусмотрено, что регионы могут получить бюджетную поддержку только при очень серьезном сокращении расходной части. По ряду позиций - на 50 процентов, по другим - на 70 и 80 процентов. Для получения бюджетных кредитов также необходимо доказать, что мы будем тратить деньги только на первоочередные расходы!

То есть не будет преувеличением сказать, что министр закошмарил депутатов на высшем уровне. После такого вопрос о малом бизнесе выглядел уже бесконечно малым...

Кабмин РТ подготовил законопроект об установлении дифференцированных налоговых ставок для предприятий, пользующихся упрощенной системой налогообложения. Возможность для регионов ввести дифференциацию ставок от 5 до 15 процентов (в зависимости от сферы предпринимательской деятельности) взамен единой 15-процентной ставки - это прошлогодняя антикризисная новинка федерального законодательства. Кабмин РТ предложил снизить ставку до 5 процентов для предприятий, занимающихся в основном обрабатывающим производством, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, а также строительством. Всем остальным предлагается установить 10-процентную ставку "упрощенки".

"При дифференцированной ставке мы запутаемся, - напророчил Евгений Богачев. - Все будут придумывать, как бы записаться в строители!" Что проверяющие органы при этом будут иметь дополнительный "проверочный" козырь, он не сказал - это и без слов было понятно. Другие депутаты тоже высказались было за единую низкую ставку для всех. Но, похоже, отзвук слов министра финансов о том, что и дифференцированная-то ставка выльется в потерю бюджетами республики и муниципалитетов еще 302 млн рублей, все еще витал в зале... И депутаты одобрили проект как он есть, рассудив, что поправить его можно будет и в ходе второго чтения закона.

Марина ЮДКЕВИЧ

Версия для печати


  « Предыдущий номерСледующая статья »  
17 апреля 2009, пятница
Все статьи номера:
« предыдущий№ 60 (3834)следующий »

Политика
Депутаты не хотят кошмарить бизнес, а минфин кошмарит депутатов
Марина ЮДКЕВИЧ
Марина ЮДКЕВИЧ

Правоохранение и криминал
Елена ВАСИЛЬЕВА
Елена МЕЛЬНИК
 

Образование
Ирина ПЛОТНИКОВА
 

Культура
 

Городские новости
 
Луиза ИГНАТЬЕВА
 
Анна АЛТЫНОВА

Спорт
Сергей КОЗИН
 

Пресс-коктейль
 

Авто / Мото
Инна СЕРОВА

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 60 (3834)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет