| Культура | 18.04.2001 |
Танцуй, пока молодой
До "Танцора диско" казанцам стало близко
Побрататься индийскому городу Хайдарабаду с Казанью предложили недавно городские власти - об этом я узнала в центре по развитию культурных связей Татарстана и Индии.
Сам центр существует в Казани при Доме дружбы народов уже год. Три десятка человек, в основном старшеклассницы и студентки, бесплатно учатся в школе индийского классического танца искусству танцевальной драмы и языку хинди. Еще полторы сотни поклонников индийской культуры из Ростова-на-Дону, Томска, Алатыря и городов Татарстана учатся как бы заочно: приезжают на мастер-классы, сами приглашают казанцев на фестивали... А вдохновляет и руководит всем этим Жанна Даниленко - скромная худощавая девушка с сережкой в носу, в прошлом - медицинская сестра.
- Я танцую, сколько себя помню. Сначала занималась фигурным катанием, потом пришла в коллектив "Танцуй, танцуй" при ДК им. Ленина. В начале 90-х многие увлекались индийскими мелодрамами. Чтобы записать музыку, с магнитофоном ходили на киносеансы, движения домысливали сами... Когда в Казань приехал преподаватель из культурного центра Джавахарлала Неру при индийском посольстве и дал уроки классического танца, мы только ахнули. Затем я начала регулярно ездить на занятия в Москву. Выручала работа в больнице: я составляла график дежурств так, чтобы выкроить неделю отдыха, и покупала билет до Первопрестольной. Оклада медсестры тогда хватало и на дорогу, и на жилье.
- Как вы впервые попали в Индию?
- Я быстро поняла - чтобы стать хорошим танцором, одной практики мало. Нужно уметь показать множество характеров, не меняя костюма и грима, используя лишь глаза и жесты. То есть быть одновременно музыкантом, актером, знать мифологию, историю, язык. Как-то увидела статью с адресом руководителей мадрасского института "Калакшетра" - одного из авторитетных учебных заведений, где учат классическому танцу. Написала им и получила приглашение. Мадрас - место знаменитое, там Блаватская создала свое теософское общество. Муж Рухмини Деви, основательницы "Калакшетры", одно время был главой общества Блаватской. Правда, влияния теософии в институте не ощущалось. Поощряются все религии.
- Но если человек - атеист?
- В Индии он перестанет быть атеистом. Поймет - что-то есть. Можно ЭТО называть по-разному - везение, рука судьбы... Я, к примеру, пришла с приглашением от института в посольство, попросила стипендию. И мне дали сто долларов в месяц - в России зарплату-то мало кто такую получает! Приехала в Индию, плохо зная английский язык, и узнала, что от экзаменов освобождена. Значит, подумала, не приняли, возвращаюсь домой. Но оказалось, рекомендации посольства достаточно, чтобы взять человека без экзаменов.
В институте нам преподавали танец, языки санскрит и тамил, вокал, рукоделие, йогу... Досуг тоже был заполнен искусством. В Мадрасе дважды в год проходят большие фестивали, куда съезжаются участники со всей Индии. Ставят музыкальные драмы, дают концерты... Вход везде свободный, глаза разбегаются, не знаешь, что предпочесть. На одном из концертов познакомилась с Хеми Малини, актрисой, которая снималась в фильме "Зита и Гита". Она очень хорошо выглядит, но уже не снимается. Зато организовала свой театр танца, с которым гастролирует по стране.
- Индийские танцовщицы - обычно дамы в теле, с обозначенным животиком, крутыми бедрами. Вы, наоборот, стройны и спортивны...
- А я в Индии поправилась. В их национальной кухне много углеводов - сплошь вегетарианские блюда из риса, злаковых. Но среди сокурсниц-индианок, которые только начинали заниматься танцем, полненьких не было. В студенчестве особенно не потолстеешь, нагрузки огромные. По пять часов репетировали в институте, а кроме того, должны были тренироваться вечерами самостоятельно. Девочки говорили, что обычно индианки набирают вес после окончания учебы, когда резко прекращают интенсивные тренировки.
- Проколотая ноздря до недавних пор выглядела весьма экстравагантно. Вы сами решились на операцию или это обязательно для всех студентов?
- Сережка в носу, кстати, очень удобное украшение. Не мешает движениям и абсолютно неощутима. А в класс танца мы обязаны были надевать браслеты, сережки, цепочку и прикреплять бинди - точку на лбу. Если что-то забывали, преподаватели разворачивали экипироваться. Для тренировок были короткие, до колен, сари - к этой одежде быстро привыкаешь. Я и сейчас летом по городу могу пройтись в сари, в нем очень комфортно.
- Были ли в мадрасском институте другие студенты из Казани?
- Когда я перешла на третий курс, к нам поступил Фаиль Бикмуллин, актер Тинчуринского театра - он приехал учиться за свой счет. Было много москвичей, и сейчас в столице преподавателям индийских танцев непросто устроиться. Поэтому индийское посольство последнее время ориентируется на работу с регионами. Когда мне в институте вручали диплом хореографа, написанный на пальмовых листах, то сказали: помните, что зрители и ученики вас не спросят о дипломе. У вас спросят знания и умения.
Алия ЗИГАНШИНА
|