Закон один
для всех -
вот его
и не хватает!
Владимир Баранов



№ 164 (3938)
18 ноября 2009, среда
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Правоохранение и криминал18.11.2009
Судебный диагноз
Умерла так умерла

"Если бы только мне удалось встретиться с президентом Шаймиевым... - говорит казанец Фарид Минуллин. - Если бы я мог, я попросил бы его помочь мне добиться справедливости. Я сказал бы ему: у меня, как и у вас, двое сыновей. Но у моих нет матери...".

Гражданскому делу о смерти 32-летней Натальи Минуллиной в 1-м казанском роддоме ("Она лежала на столе - теплая, но уже неживая", "ВК" от 4 апреля 2008 г.) в Татарстане не позволили стать прецедентом. В конце прошлой недели Верховный суд РТ отменил решение Ново-Савиновского райсуда о 500-тысячной компенсации морального вреда, нанесенного двум малолетним детям потерей матери, и вынес решение по существу: в компенсации отказать, поскольку врачи не виноваты в смерти их пациентки.

Рамис в последний раз
видел мать в свои девять лет,
а Риналь не видел ее никогда

...Незадолго до планового срока родов Наталья Минуллина почувствовала некоторое повышение давления и явилась в роддом показаться врачу. У нее обнаружили гестоз (поздний токсикоз - одна из самых распространенных патологий беременности), да и то легкой степени, но порекомендовали лечь в роддом на пару дней. Через пару дней у нее стали вызывать роды путем введения специального препарата - он вызвал сильнейшую аллергию, и от "естественных" родов срочно отказались в пользу кесарева сечения. Так появился на свет ее второй сын Риналь, а сама Наталья на следующий день, 23 февраля 2008 г., умерла.

Комиссия, создания которой потребовал от Минздрава РТ муж Натальи Фарид Минуллин, в течение нескольких месяцев не давала официального ответа о причинах смерти. Он появился лишь в октябре и гласил: смерть Минуллиной - результат "полиорганной недостаточности, несовместимой с жизнью", а медпомощь ей оказывалась "в соответствии с требованиями нормативных правовых документов".

Правда, комиссия признала, что в процессе этого оказания медпомощи больной так прокололи внутреннюю яремную вену и купол плевральной полости, что у нее развился гемоторакс. Иначе говоря, борясь с кровопотерей у родильницы, ей влили более 8 литров крови и заменяющей жидкости, но в результате ятрогенного (т.е. происшедшего по вине медиков, признает комиссия минздрава) повреждения яремной вены большая часть вливаемого не питала кровеносную систему, а скапливалась в плевральной полости и сдавливала легкое, усугубляя невозможность дышать... Но общий вывод ведомственной проверки был таким: "Дефекты в оказании медпомощи Минуллиной Н.А... привели к ухудшению ее состояния, но не могли явиться непосредственной причиной смерти".

В самом деле, нельзя сказать, будто в 1-м роддоме, возглавляемом завкафедрой акушерства и гинекологии КГМУ, не спасали женщину, которая в процессе пребывания в этом медучреждении внезапно оказалась в тяжелом состоянии. Делали, что могли. Когда стало понятно, что переливаемая кровь идет куда-то не туда, больной даже УЗИ сделали, и УЗИ показало, что в брюшной полости накопилось уже полтора литра крови. Живот родильницы вскрыли снова... Вскрытие показало: на самом деле в брюшной полости нет ни большого количества крови, ни источника кровотечения! Зато источником новой кровопотери и нового ухудшения состояния больной стала сама эта дополнительная операция... (Этот специалист по УЗИ, как стало известно Фариду Минуллину, больше в 1-м роддоме не работает - работает в платном медицинском центре.)

"Но почему, не обнаружив источника кровотечения в брюшной полости, не исследовали грудную и плевральную?" - спрашивал Минуллин. И не получал ответа. В апреле 2008 г. Зареченский межрайонный следственный отдел СУ СК при Прокуратуре РФ по РТ отказал ему в возбуждении уголовного дела. Фарид Минуллин обратился в Ново-Савиновский райсуд Казани с иском о компенсации морального вреда двоим сыновьям - Рамису, который в последний раз видел мать в свои девять лет, и Риналю, который не видел ее никогда.

Ответчиком в суде оказалась уже городская клиническая больница №7, к которой к тому времени присоединили роддом №1. На уровне персоналий это значило, что Минуллину предстоит "бодаться" уже не с завкафедрой КГМУ, а с целым депутатом Госсовета РТ - в марте 2009 г. главврач ГКБ №7 Марат Садыков был в качестве выдвиженца "Единой России" избран в парламент республики.

Впрочем, на рассмотрение дела в Ново-Савиновском райсуде это не оказало влияния. Ответчики - больница и финуправление исполкома Казани - иск не признали. Но представители страховой медицинской компании "АК БАРС-Мед", привлеченной в качестве третьего лица, поддержали иск, указывая, что в представленной копии истории родов - значительные пробелы, что искусственная вентиляция легких после кесарева сечения была прекращена преждевременно, что больная по тяжести состояния подлежала переводу в перинатальный центр РКБ (чего требует приказ самого Минздрава РТ), что больной не сделали рентгенографию органов грудной полости и пункцию плевральной полости, которые показали бы источник проблемы...

Кроме того, суд привлек к оценке происшедшего экспертов, не относящихся к татарстанской системе здравоохранения - из ФГУ "Уральский НИИ охраны материнства и младенчества Федерального агентства по высокотехнологичной медпомощи". Эксперты из Екатеринбурга сочли, что главной причиной развития у Натальи Минуллиной критического состояния был анафилактический шок (сильнейшая аллергия) на препарат, введенный ей для стимуляции родов, причем поддержали казанских коллег в том смысле, что те не могли прогнозировать такое осложнение... Но вместе с тем отметили и то самое ранение вены, нанесенное в медучреждении, и преждевременное прекращение искусственной вентиляции легких, и что массивная кровопотеря, от которой и произошла "полиорганная недостаточность", в ходе лечения не восполнялась.

Наконец, 22 сентября судья Ново-Савиновского райсуда Ольга Вишневская смогла вынести решение по затянувшемуся "делу о смерти в роддоме". Оценив все доказательства, она сочла, что прямая причинно-следственная связь между действиями сотрудников роддома и смертью их пациентки отсутствует. Но ведь рекомендации Федерального фонда обязательного медстрахования и не говорят, что возмещение вреда возможно лишь в том случае, если некачественное оказание медпомощи привело к смерти - достаточно и "осложнения после медицинских манипуляций, связанного с дефектами их выполнения или недоучетом противопоказаний", и проведения мероприятий, "приведших к ухудшению состояния здоровья пациента" (что и имело место, по признанию комиссии Минздрава РТ, в случае Натальи Минуллиной)...

Суд решил: "Действия медицинских работников привели к ухудшению состояния Минуллиной Н.А... Дефекты в оказании медицинской помощи Минуллиной Н.А., усугубившие ее общее состояние, причинили моральный вред, который подлежит компенсации в пользу несовершеннолетних детей умершей".

Размер компенсации был назначен в 500 тыс. рублей. Сумма не слишком значительная, учитывая все обстоятельства, но, по сведениям начальника управления контроля качества медпомощи СК "АК БАРС-Мед" Гульназ Зигангареевой, это была бы самая большая компенсация морального вреда от ненадлежащего оказания медпомощи, которую до сих пор присудили в Татарстане.

Однако сенсация продержалась недолго. 12 ноября в кассационной инстанции коллегия судей Верховного суда РТ под председательством Аркадия Сычева отменила решение Ново-Савиновского суда и, не став отправлять дело на новое рассмотрение, немедленно вынесла решение по существу: в иске отказать. С мотивировкой: поскольку ни одна экспертиза не показала, что врачи виновны непосредственно в смерти Натальи Минуллиной. Дополнительные страдания, причиненные больной, суд вынес за скобки.

Фарид Минуллин намерен оспаривать это решение в порядке надзора. Кроме того, говорит он, в Следственном комитете при Генпрокуратуре, в Москве, уже заверили, что для возбуждения уголовного дела ждут лишь, когда все материалы поступят из суда к ним. Но он почему-то больше надеется на вмешательство Минтимера Шаймиева. Объясняет это так: в конце концов, почему татарстанцы должны искать справедливости только в Москве?!

...Эти почти два года он провел в страшной сосредоточенности лишь на своей судебной борьбе и на своих детях. Риналя, говорят знакомые, просто не спускает с рук. Очень переживает, что задолжал за обучение Рамиса, которого в прошлое благополучное время устроил в частную школу "Елена-сервис": "Огромная им благодарность, что терпят...". Он, в недалеком прошлом - успешный предприниматель, практически разорен: после смерти Натальи вынужден был продать бизнес, и срочно, чтобы заниматься детьми. Он у них один.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Марина ЮДКЕВИЧ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
18 ноября 2009, среда
Все статьи номера:
« предыдущий№ 164 (3938)следующий »

Экономика и цены
Марина ЮДКЕВИЧ
Валентина ПАХОМОВА

Правоохранение и криминал
Умерла так умерла
Марина ЮДКЕВИЧ
 

Городские новости
 
 
 

Спорт
Сергей КОЗИН
 
 

Пресс-коктейль
 

Проблемы экологии
Инна СЕРОВА

Конкурсы
 

Социальные проблемы
 

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 164 (3938)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет