| Образование | 19.03.2003 |
Куда пойти учиться
Русская гимназия: татарского меньше на два часа
"Дело находится на рассмотрении", - неизменно отвечают в справочной Конституционного суда РФ, куда в апреле прошлого года обратился казанский юрист Сергей Хапугин, недовольный обязательным изучением татарского языка в школах республики. Однако нельзя сказать, что со времени подачи папой-юристом жалобы в высшую судебную инстанцию России в ситуации с изучением татарского так уж ничего и не изменилось. В Казани, например, стали открываться гимназии, в которых татарский язык изучают меньше, чем русский, правда, ненамного...
Далекими от истины оказались слухи, которые ходят среди родителей о 75-й "русской" гимназии. Якобы татарский там не преподают вовсе или почти не преподают.
- Это неправда, - объясняет директор гимназии Тамара Сафроненко. - Хотя татарский у нас действительно изучают меньше, чем в обычной школе, на два часа. Русский, соответственно, больше. Но главное наше отличие, пожалуй, не в количестве часов, а в том, что при изучении русского языка дети делятся на группы так же, как при изучении татарского и иностранного языков.
Хотя неофициально 75-я гимназия уже несколько лет считается "русской", официально статус школы "с этнокультурным русским компонентом" она получила лишь в минувшем декабре. Необходимые бумаги оформляли долго. Возможно, процесс их оформления ускорила ноябрьская встреча президента Шаймиева с представителями общества русской культуры, где обсуждали и вопрос об открытии в Татарстане школ с углубленным изучением (по крайней мере, не в сокращенных объемах) русского языка. Стороны пришли тогда к консенсусу: подобные школы в республике нужны.
А в январе появился приказ начальника Казанского гуо об открытии в городе гимназий "с этнокультурным русским компонентом" (и кто только выдумал это название?).
Как сообщил замначальника гуо Марат Лотфуллин, на этнокультурный путь встали: 28-я гимназия в Вахитовском районе, 93-я и 125-я - в Советском, 16-я - в Приволжском, 37-я - в Авиастроительном, 50-я - в Кировском. Хотя официальный статус имеет пока только 75-я - в Московском. В Ново-Савиновском районе с этнокультурной школой пока не определились, но вот-вот должны.
На вопрос, почему русские гимназии не открывались в Казани раньше, ведь потребность в этом назрела у родителей давно, замначальника гуо ответил так:
- Если бы кто-нибудь из русских не имел возможности учиться на родном языке, я бы лично приложил все усилия к тому, чтобы они получили такую возможность. Но ведь в Казани большинство школ - с обучением на русском языке, русским детям созданы все условия. А отказ от изучения татарского и любого другого языка я считаю просто мракобесием. В Швейцарии школьники учат четыре обязательных языка, и никто не возмущается.
- Зачем же тогда гимназии с этнокультурным компонентом все-таки создаются?
- Представители общества русской культуры убедили нас в их необходимости. Ведь в такой гимназии обучают не только русскому языку (с этим, повторяю, нет проблем и в других школах), но и русской культуре, истории, традициям. Такой воспитательный компонент действительно востребован и интересен.
Как объяснили мне в отделе национального образования Минобраза РТ, школы с этнокультурным компонентом создаются по инициативе учредителя, который ходатайствует перед министерством. Для казанских школ учредитель - гуо, соответственно, директорам школ нужно обращаться с инициативой именно туда. А родителям, мечтающим об этнокультурном компоненте, нужно в первую очередь поговорить об этом с директором. При наличии всех условий (желание родителей, инициатива директора, согласие учредителя) в минобразе обещают, что не откажут в оформлении "этнокультурности". Если, конечно, школа отвечает всем этнокультурным требованиям, например, к количеству и качеству педагогов-русистов.
Ольга МИХАЙЛОВА
|