 | Экономика и цены | 19.05.2009 |
Текучка
Риски капитального ремонта
Регулярно проводимые уже второй год у премьер-министра Рустама Минниханова совещания о ходе реализации программы капитального ремонта жилого фонда с полным основанием можно отнести к мероприятиям рутинным, к так называемой "текучке". Должно было стать таковым и очередное, случившееся в минувшую пятницу, но свои поправки в размеренную работу нашего правительства внес федеральный центр в лице Фонда содействия реформированию ЖКХ, через который в республику поступает почти половина средств на капитальный ремонт татарстанского жилья.
Не далее как в апреле этот фонд отозвал свои деньги из 17 регионов: где-то - по причине их нецелевого использования, где-то - в связи с невыполнением проштрафившимися областями и республиками обязательств по софинансированию региональных программ капремонта. Учитывая, что программа капитального ремонта жилого фонда РТ - один из немногих крупных и исправно действующих источников поступления федеральных средств в республику и та соломинка, с помощью которой пытаются поддержать наш утопающий в кризисе стройкомплекс, не стоит удивляться, что последнее совещание прошло явно под впечатлениями от столь крутых мер.
Возможное нецелевое использование средств, как вещь в татарстанских условиях невероятную, участники совещания рассматривать не стали, а сконцентрировались на рисках, связанных с организационными и финансовыми обязательствами, взятыми республикой в рамках программы.
Как известно, в Татарстане должны освоить в 2009 году 10 миллиардов рублей. Из которых 4,7 млрд выделяет федеральный фонд, а остальную часть годовой программы должны профинансировать из средств республиканского (3,4 млрд) и муниципальных (1,1 млрд) бюджетов, а также за счет сборов с населения (0,9 млрд). Федералы свои деньги уже перечислили, причем досрочно, республиканский бюджет обязательства выполняет, а два последних источника финансирования, очевидно, просели. Из муниципальных бюджетов выжали на сегодня лишь 146 миллионов рублей (14% от плана), еще хуже ситуация со сборами с населения. Между тем согласно Федеральному закону №185 "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" в случае невыполнения обязательств по долевому финансированию капремонта фонд обязан отозвать часть своих средств в размере, пропорциональном объему недофинансирования. Иными словами, если будет на то желание, уже сейчас фонд мог бы отозвать порядка 1,5 миллиарда рублей, предназначенных на капремонт жилья в Татарстане. И это стало бы большим скандалом.
Особой критики "удостоились" муниципальные власти крупных городов - Казани и Набережных Челнов, хронически не выполняющие финансовые обязательства, недобирающие средства на капремонт с подведомственного населения. Что касается Казани, то здесь слабое финансирование усугубляется организационной неразберихой. Даже те скудные средства, что изыскивает муниципалитет, не перечисляются на счета ТСЖ и управляющих компаний, которые выступают заказчиками работ. А значит, фонд их просто "не видит". Другая "казанская" проблема - отчеты по выполненным работам, отсылаемые в фонд с большими задержками. А нет отчета - значит, нет и работы.
Что касается мер, призванных исправить ситуацию, то, кроме призывов к муниципалитетам обратить на эти проблемы повышенное внимание, других предложений не последовало. Разве что Рустам Минниханов мимоходом заметил, что в республике уже был случай, когда федеральный центр отозвал свои средства - 100 миллионов рублей у татарстанских дорожников. И посоветовал впредь такого не допускать. Замечание прозвучало многозначительно: недавно у татарстанских дорожников сменилось руководство.
Рустам ВАФИН

|