| Горячие материалы | 19.09.2006 |
Ученье - свет
Смотришь в книгу - видишь фигу
В Ульяновске разгорелся скандал федерального значения - родители школьников требуют отдать под суд авторов учебников, вбивающих в детские головы "ерунду, порнографию и националистические настроения". Поскольку минобраз, по мнению мам и пап, не контролирует ситуацию на рынке учебной литературы, родители сами рвутся в эксперты "по учебникам". Тем более что министр образования Андрей Фурсенко уже повинился перед народом и заявил, что 80 процентов нынешних учебников не имеют права таковыми называться... На волне этих событий корреспондент "ВК" тоже поинтересовалась, что сегодня пишут в учебниках.
Конец Александрова
Как выяснилось, бдительных ульяновских родителей вдохновил на бунт учебник по Основам безопасности жизнедеятельности для 7-го класса. К вопросу пресловутой безопасности автор учебника И. Топоров подошел с весьма нетрадиционной стороны: "Вы ощущаете, что определенные участки вашего тела особенно чувствительны к прикосновениям. Такие участки называются эрогенными зонами. Прикосновение к ним вызывает сексуальное возбуждение"... Но какое отношение эрогенные зоны имеют к безопасности?! - не оценили родители замысла автора. А ну как дело на уроках дойдет до практических занятий по отработке "прикосновений", ведь теория, как известно, без практики мертва? Если еще учесть, что предмет ОБЖ в школах ведут, как правило, отставные военные, эротическая тема в учебнике приобретает дополнительное звучание...
Что и говорить, учебники по ОБЖ по праву могут занять главную полку среди неправильных учебников нашего времени. Эти книжки, написанные в соавторстве сотрудниками МЧС и кандидатами педагогических наук, одновременно напоминают фильмы ужасов и передачу "Аншлаг"... Вот, например, какую рекомендацию дают ученикам авторы учебника ОБЖ для 5-го класса: "Если автобус упал в реку, соблюдай хладнокровие и не стремись сразу покинуть салон, так как встречный поток воды не даст тебе это сделать. Подожди, пока салон заполнится водой, затем открой аварийное окно...". Могу допустить, что этот совет - теоретически полезный, однако не представляю, чтобы на практике кто-то смог им воспользоваться...
В этом же учебнике я обнаружила пункт под загадочным названием "Конец Александрова"... Название вызвало у меня разные ассоциации, пока я не прочла, что "Конец..." - это "пеньковый или капроновый трос длиной до 30 м с двумя петлями на концах", в общем, средство для спасения утопающих... Опять же не уверена, что кому-то из школьников в жизни придется спасать утопающего с помощью "Конца Александрова", тогда зачем детям знать профессиональные жаргонизмы эмчеэсников?
Другой учебник ОБЖ учит школяров отбиваться от нападающих в помещении с помощью... стола: "Наносите тычковые удары ножками стола или размашистыми движениями расчищайте путь к выходу".
Не нагулявшись - не женись!
Разумеется, самый большой простор для творчества авторам учебников дают гуманитарные дисциплины. Ведь в математике особо рассуждать не о чем - сплошные формулы. То ли дело - какое-нибудь обществознание... Авторы учебника по этому предмету для 11-го класса А. Кравченко и Е. Певцова демонстрируют старшеклассникам следующее знание общественной жизни: "Когда молодые женятся (выходят замуж) сразу же после школы (например, из-за страстной любви или из-за ранней беременности), то позже, уже в период семейной жизни, молодой супруг начинает засматриваться на других девушек". Обратите внимание - это утверждение приводится в качестве жизненной теоремы, не требующей доказательств.
По мнению авторов, молодой супруг или супруга засматриваются на других не из-за нравственной порочности, а из-за того, что "он или она просто "не нагулялись". В связи с этим авторы настоятельно рекомендуют одиннадцатиклассникам опробовать в качестве потенциальных брачных партнеров 3 - 5 кандидатур, при этом предупреждают, что перебор потенциальных партнеров будет для них "так же вреден, как и недобор". Так же! Выходит, если девушка до свадьбы успела "погулять" лишь с двумя, она нанесла такой же непоправимый вред себе и обществу, как и та, что "погуляла" с двадцатью?
Зачем червяку метанефридии?
Кроме того, что сегодняшние учебники грешат двусмысленностями, демагогией, ляпами и фактическими ошибками, многие книги написаны еще чрезвычайно плохим языком и не учитывают возрастных особенностей школьников. К примеру, авторы учебника "Биология" для 7-го класса В. Захаров и Н. Сонин вовсю грузят несчастных школьников научными терминами из вузовского курса биологии. Ну зачем подросткам знать, что выделительные органы червя называются "метанефридии", а боковые выросты на его теле - "параподии". Немудрено, если, стараясь запомнить хитроумные термины - "макронуклеус", "хитридиомицеты", "фототаксис", семиклассник напрочь потеряет интерес к предмету...
- По внешнему виду сегодняшние учебники выглядят, конечно, очень привлекательно - яркие, красочные, как будто говорят: "Купите нас!". А уж что там у них внутри, это, видимо, никого не волнует, - проникла в самую суть рыночных законов библиотекарь 94-й гимназии Людмила Вылегжанина, которая отработала в школьной библиотеке 30 лет! (Пожертвовав выходным, Людмила Анатольевна пустила корреспондента "ВК" в свою вотчину почитать учебники.)
- Выбор учебников сегодня, казалось бы, большой, а в действительности выбрать-то учителю и нечего, - констатирует завуч гимназии Татьяна Аввакумова.
- Хорошего учебника по литературе сегодня просто не существует - один грешит излишней эмоциональностью, в другом плохо подобран фактический материал...- сетует школьный литератор Лариса Бабко.
Математичка из 94-й гимназии Ольга Максякова радуется, что математика - точная наука, соответственно, содержание учебников исковеркать не так просто:
- Но у нас есть другая проблема. Авторы развивающей системы, по которой работает наша гимназия, разработали учебники только для начальной школы, а о том, что делать учителю и детям дальше, не позаботились... Такая же проблема есть в других школах.
Учителя говорят, что разница в системах и учебниках сегодня настолько велика, что когда дети переводятся из одной школы в другую, им бывает очень тяжело приспособиться, и если родители не в силах помочь своему чаду, приходится нанимать репетиторов. И это при том, что в стране существует единый образовательный стандарт.
Кому нужна такая образовательная вакханалия? Может, ульяновцы правы и нам, родителям, пора всерьез взяться за инспекцию школьных учебников, не дожидаясь милостей от минобраза? А то получится, как на страшной картинке из того же "Обществознания": здоровенный детина в наколках надвигается на своего очкарика-отца со словами:
"Вот, папа, я и вырос!".
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Ольга МАЧНЕВА
|