| Политика | 19.12.2001 |
Народ созрел?
Граждане начальники в борьбе за гражданское общество
Последний писк политической моды в России - построение гражданского общества. После состоявшегося в Москве грандиозного по размаху и малопонятного по содержанию Гражданского форума региональные власти дружно бросились демонстрировать, как они взаимодействуют с местным гражданским обществом. Волна мини-форумов и слетов прокатилась по стране. Настал и наш черед. На этой неделе главный федеральный инспектор Марсел Галимарданов объявил о создании в Татарстане под патронажем его ведомства общественной палаты.
Новая мода породила свой сленг: "гражданский форум", "общественная палата" - словосочетания столь же красивые, сколь и непонятные. Из серии "услышал - забыл". Причина в том, что смысл этих выражений в равноправии между властью и миром. А память наших соотечественников не отягощена таким опытом: мысли зацепиться не за что. То ли дело - "гражданин начальник". Сколько ассоциаций! Не случайно львиную долю времени создатели здешней общественной палаты потратили на объяснения, чего они хотят. А хотят они ни много и ни мало, чтобы "гражданин начальник" и "граждане понятые" сели за один стол и согласовали позиции относительно "протокола". Стол в нашем случае - общественная палата, а протокол - законы, постановления, программы, проекты которых отныне должны будут выноситься на всенародное обсуждение. В идеальной схеме - чиновники будут отчитываться не только перед президентом или федеральным инспектором на партхозактивах, но и перед общественностью. Причем за неудовлетворительные ответы можно будет не только нарваться на порицание, но и потерять кресло.
Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Сами инициаторы "площадки" пока достаточно скептически относятся к возможности местным "гражданским обществом" организовать квалифицированный диалог с властью. Связано это, в первую очередь, с низкой активностью граждан.
Зачаточное состояние гражданского общества характерно не только для Татарстана, но и для России в целом. И тем не менее перспективы развития такого общества в нашей республике куда более радужные, чем где бы то ни было в этой стране. На первый взгляд, звучит парадоксально. Всевластие татарстанских чиновников и забитость здешнего общества - тема легендарная. И тем не менее. Процесс уничтожения самостоятельности разрушает основы прежней патриархальности республики, всесилие государственной власти в ней.
В результате сложилась уникальная ситуация. Республиканские власти в борьбе за остатки "особости" республики стали остро нуждаться в общественной поддержке внутри нее. Но если они по инерции еще хватаются за слабеющие административные рычаги, то федеральные структуры действуют дальновиднее. Умение слушать, воспринимать, а главное, быстро реагировать на требования общественности - гарантия стойкой симпатии к федеральным представителям внутри непростой республики. Но вначале нужно хотя бы знать эти требования. Для этого и создана общественная палата.
Проблема для федералов в том, что они вряд ли смогут удовлетворить потребности всего татарстанского общества. В данном случае мы не имеем в виду колбасу. Причины "особости" Татарстана не только в том, что Шаймиеву так захотелось. Для требования особого статуса республики есть определенная общественная почва. Другое дело, что за время своего правления Шаймиев заметно от нее оторвался, а возглавляемая им административная элита не привыкла и не желает общаться с "черной костью". И в этом плане процессы, запущенные федеральным центром в 2000 - 2001 годах, поставили вопрос очень жестко: выживание этой элиты напрямую зависит от того, сумеет ли она преодолеть это нежелание общаться.
И Москва, и Казань сегодня вынуждены бороться за симпатии граждан республики. Будем надеяться, что итогами этой борьбы станет рост общественной активности и благосостояния. Конкуренция в таком деле полезна.
Рис. Вячеслава ШИЛОВА.
Рустам ВАФИН
|