Люди хотят хорошей жизни, а им все время устраивают веселую. ...



№ 202-203(2309-2310)
19 декабря 2001, среда
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Экономика и цены19.12.2001
Тайны бюджетного двора
О чем молчат казначейство и казанская власть

Через неделю горсовет примет в первом чтении проект городского бюджета-2002. В предъявленном депутатам документе как обычно будет запрятано множество маленьких тайн - и как обычно они не полюбопытствуют их узнать. Поскольку жизнь большинства читателей "ВК" зависит от параметров бюджета куда сильнее, чем жизнь их избранников, газета предприняла попытку разобраться в хитросплетениях общественных финансов.

Как мы пытались официально узнать тайны казанского бюджета

Послав запросы об исполнении бюджета Казани (в котором особо было подчеркнуто желание "ВК" узнать структуру ведомственных доходов и расходов), после сверхнормативного ожидания мы получили два ответа.

Первый: "Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан полномочиями по предоставлению указанной информации не обладает... Составление, исполнение бюджетов районов (городов) и предоставление отчетов и иной информации об их исполнении входит в компетенцию районного (городского) финансового отдела (управления). В связи с вышеизложенным просим переадресовать ваш запрос в администрацию г. Казани. Первый замминистра - директор департамента казначейства Роберт Миннегалиев".

Второй (за подписью начальника финансового управления администрации Казани Рифнура Сулейманова) содержал 9-месячный отчет об исполнении казанского бюджета и пояснение: "По вопросам, связанным с поступлением и использованием средств на казначейские счета городских структур г. Казани, а также о средствах, поступающих по федеральной целевой программе "Сохранение и развитие исторического центра г. Казани" газете следует обратиться в Территориальное отделение департамента казначейства МФ РТ... и управление федерального казначейства...".

Круг замкнулся. Казначейство адресует в мэрию, мэрия - в казначейство... И оба стоят насмерть, не выдавая тайн счетов городских структур. А без них любезно представленный бюджетный отчет за 9 месяцев - все равно что контурная карта без привязки к конкретной местности.

В операциях по казначейским счетам всяких департаментов да управлений - как раз самое интересное! Посмотреть бы, как неделями остаются невостребованными деньги на счетах ведомств, руководители которых кричат о недостаточном финансировании. Каким организациям деньги отправляются без промедления, а какие ждут месяцами. Каково приоритетное направление бюджетных расходов, и какие коммерческие структуры его представляют.

А поскольку руководство Минфина РТ неоднократно заявляло, что нецелевые обязательства бюджетных структур казначейством не оплачиваются, любопытно было бы взглянуть на реестр казанских отказов. Кому и за что собирались переплатить отцы города, да бдительные республиканские финансисты не позволили...

Понятно, что "скрытые резервы" у казанского бюджета есть, и притом сильные резервы. Прикинем, в каких кустах они спрятаны.

Рабочий кредит

Зарплата - статья, защищенная законом о бюджетной системе Казани на 2001 г. Значит, она подлежит финансированию в полном объеме даже в случае невыполнения доходной части бюджета. Между тем, несмотря на перевыполнение плана доходов на 72,3 процента (почти на две трети), в двух социальных отраслях по зарплате числится выплата меньше 100 процентов. В сфере образования зарплата и начисления на нее выплачены за 9 месяцев только на 92,6 процента. Социальные работники получили только 74,6 процента денег, выделенных им бюджетным планом...

По минфиновским отчетам, долгов по зарплате (свыше месяца) бюджетникам в Казани нет. Есть только "задержки" (на меньший срок). Недофинансирование указанных зарплатных статей, в принципе, могло быть вызвано любой другой причиной - неукомплектованностью штатов, несоответствием реальных тарифных ставок запланированным (например, набрали низкотарифную молодежь взамен сбежавших опытных специалистов)...

Вместе с тем мой высокопоставленный собеседник в минфине признал, что в Казани разница между понятиями "долг по зарплате" и "задержка зарплаты" довольно эфемерна. То, что в отчетах выглядит как задержка, при общении с людьми порой оказывается самым настоящим долгом. "Иногда диву даюсь, - сказал он, - ну какой смысл недоплачивать людям копейки, если средства позволяют рассчитаться полностью?!".

Вот интересно: казначейство санкционировало, к примеру, "приобретение оборудования и предметов длительного пользования" для органов городского управления на сумму, в 6,7 раза большую, чем была предусмотрена бюджетом. А перефинансировать "защищенные" статьи (ну премию бы хоть людям выдали) рука не поднялась... Похоже, что на защиту зарплат педагогов и социальных работников было затрачено меньше сил, чем на защиту от газеты сведений о финансовых операциях городских структур.

Но куда ушли деньги "защищенной" статьи (только в двух вышеназванных сферах это почти 40 млн. рублей)? Если вы не получаете в срок зарплату, гордитесь: вы инвестируете экономику города. Ну и способствуете органам городского управления, чтоб им хорошо и длительно пользовалось...

Еще один рабочий кредит

Не предоставив достаточной официальной информации, мэрия и казначейство вынуждают общественность прислушиваться к неофициальной. А разнообразные "источники" много чего говорят. Например, что со строителями, выполнявшими разнообразные городские заказы (ремонт школ, детсадов...), бюджет не расплатился еще и за прошлый год.

Без проблем и в срок, говорят, получают за работу только турецкие и югославские строители. Говорят, однажды на какой-то "иностранный" объект пришли проверять расходование бюджетных средств. Почему - спросила, говорят, комиссия - у вас на фасад ушло 5 миллионов, когда по нормативам можно было уложиться в полтора? А это - отвечают - коммерческая тайна...

Жилищный кредит

В сферу городского бюджета (в широком смысле) включены не только налоговые поступления и республиканская помощь, но, например, и коммунальные платежи. Ведь часть предприятий - поставщиков услуг населению - являются городскими предприятиями и кроме прямых платежей жильцов (за воду, за тепло, за уборку...) получают деньги из бюджета.

Нельзя сказать, что с деньгами из бюджета все понятно - но, по крайней мере, они указаны в отчете. С деньгами, которые мы с вами отдаем в качестве коммунальных платежей, все гораздо сложнее.

Большинство из них вносятся нами в городскую расчетную палату (а некоторое время вносились все). Функции палаты, по идее, заключаются в доведении этих средств до поставщиков услуг. Выполняет ли она эти функции в полном объеме?

Этот вопрос считают не риторическим разве что представители городской администрации в процессе отчета перед общественностью: они утверждают, что ГРП эту задачу выполняет. Любой казанец, имеющий копии своих платежек в ГРП за коммунальные услуги и, однако, получающий грозные предупреждения горгаза или предприятия тепловых сетей о неуплате, понимает, что деньги до поставщиков услуг попросту не дошли.

Следует предположить, что наши деньги осели как раз в передаточном звене - т.е. именно в расчетной палате. (Логично предположить, что поставщики услуг хотели бы все-таки получить эти деньги. Но не с ГРП же им судиться! Значительно проще требовать "возврата долгов" с физлиц. Но это так, попутное замечание...)

Судьба "пропавших денег" в официальном - казначейском - бюджете не прослеживается. Возможно, это еще один скрытый ресурс казанской администрации. Собственно, городская расчетная палата и создавалась с таким прицелом.

Ведь - финансисты знают - даже на вполне "легальной" задержке платежей в пределах нескольких дней можно построить систему кредитов. И "убедительное" обоснование такой задержки налицо: "не успеваем обрабатывать платежки". В масштабах города коммунальные платежи составляют значительные суммы и, соответственно, значительный кредитный ресурс. А кредиты бесплатными не бывают...

Где больше денег - там больше и "свободных" денег

Прелюбопытное это явление - казанский бюджет. Год назад, когда был предъявлен его проект на 2001 год, понимающие люди ахнули: дефицит (превышение расходов над доходами) составлял чуть не четверть всего объема средств! Не иначе как Казань, числящаяся среди самодостаточных территорий республики, рассчитывала на дотации.

Косить под "сироту казанскую" - это обычный бюджетный прием, широко применяемый мэром Исхаковым. Но при этом от вложений "в престиж", т.е. в масштабное строительство, городская администрация отнюдь не собиралась отказываться (хотя, говорят, даже пришедшие на счета федеральные деньги на реконструкцию Казани город не успевает осваивать!).

Приведение городского проекта в соответствие требованиям Бюджетного кодекса удалось осуществить за счет кардинального урезания бюджетов казанских районов. Те стали еще более дефицитными, чем был до этой операции бюджет всей Казани. И теперь этот дефицит периодически покрывается из дополнительных доходов города.

С одной стороны, аккумулирование денежных ресурсов дает распорядителям средств свободу маневра. В том месте, где удалось собрать воедино больше денег, - там образуется больше "свободных" денег. Или хотя бы временно свободных, что для финансиста практически то же самое.

С другой стороны, финансирование районов города из единой "кормушки" практически сводит на нет возможные проявления самостоятельности районных администраций. Чем свободнее в финансовом смысле администрация города, тем более зависимы (во всех смыслах) руководители районов. Это и есть современный административно-психологический ресурс - система мелочных унижений: педагогам недоплатить их копейки, главу района заставить клянчить... В нашем отечестве принято считать это эффективным приемом управления людьми.

Но, объединяя "вертикаль" - бюджетные потоки районов, другой рукой горадминистрация тут же дробит "большой" казанский бюджет "по горизонтали": на множество ведомственных бюджетов. Зачем - вот вопрос...

Большой секрет из маленького бюджета

Бюджеты ведомств - различных департаментов и управлений администрации Казани - документы не публичные. Это значит, что общественность (даже в таком ее специфическом варианте, как казанский депутатский корпус) их "не визирует". Солидарная скрытность казначейства и мэрии как реакция на запрос "ВК" о ведомственных счетах - говорит о многом...

На что уходят "рабочий", "жилищный" и т.п. кредиты казанскому бюджету?

А бес их знает, на что!.. То есть официально-то бюджет дефицитен - даже при 172,3 процента доходов и 137,1 процента расходов; поэтому официально все имеющиеся деньги в этот дефицит и уходят. А когда идет финансирование "в дефицит" - это практически то же самое, как если бы деньги уходили в черную дыру. Ни привета, ни отчета.

 

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
19 декабря 2001, среда
Все статьи номера:
« предыдущий№ 202-203(2309-2310)следующий »

Горячие материалы
Лилия ВИКТОРОВА

Политика
Рустам ВАФИН

Экономика и цены
Марина ЮДКЕВИЧ
О чем молчат казначейство и казанская власть
 
 
 

Медицина
Марьям АРСЛАНОВА
 
 
("Татар-информ".)

Правоохранение и криминал
 

Образование
 

Культура
Айсылу КАДЫРОВА

Городские новости
Ольга МАЧНЕВА
 
Алия ЗИГАНШИНА

Спорт
 
Сергей КОЗИН
 

Пресс-коктейль
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 

Социальные проблемы
 
 

« предыдущий№ 202-203(2309-2310)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет