| Культура | 20.03.2009 |
Интервью "ВК"
Как в Казани маэстро Алле пришлось сменить фамилию
Первой приглашенной женщиной-дирижером в театре имени Мусы Джалиля стала Алла Москаленко из Национальной оперы Украины. На днях меломаны снова могли познакомиться с "женской трактовкой мужских фантазий": Москаленко дирижировала оперой Верди "Травиата".
В современном музыкальном мире женщины-дирижеры - не нонсенс. Не сказать, что их очень много, но они есть: Мэрин Элсоп, Джоанн Фалетта, Симона Янг, Ева Струсинска, Жизель Бен-Дор... Как правило, изначально к ним относятся с предубеждением: считается, что руководить оркестром - не женское занятие.
Что касается Аллы Москаленко, то поначалу она вызывала сомнения и у меня. Дело в том, что ни один из моих украинских источников ее не знал: "Нет у нас дирижера Москаленко! Это какая-то провокация...". Ни строчки не найдешь о ней и в Интернете... Ситуацию прояснила сама Алла:
- Когда шеф Казанской оперы Гюзель Хайбулина узнала мою фамилию по паспорту - Кульбаба, то сказала, что ваша публика ее не воспримет. Что лучше взять другую фамилию. Я вспомнила фамилию бабушки - Москаленко. Эта фамилия ваш театр устроила. А Кульбаба, что бы вы там ни думали, очень красивая украинская фамилия, в переводе на русский означает "одуванчик". Меня всюду знают как Аллу Кульбабу - на Украине, в Германии, Японии, США... Как Аллу Москаленко - только в Казани.
- Для Украины редкость - женщина-дирижер?
- Нет, у нас человек шесть наберется. Но в Национальной опере среди дирижеров только я - женщина. И в другом коллективе, где работаю, я тоже единственная женщина-дирижер. Это Киевский симфонический оркестр и хор Роджера Макмеррина, моя там должность - главный украинский дирижер. Сам Макмеррин - американец, художественный руководитель коллектива.
- Вы с детства мечтали руководить оркестром?
- К этой профессии я шла постепенно, меня "толкал" интерес, если можно так выразиться. В музыкальной школе училась игре на фортепьяно, в училище поступила на факультет хорового дирижирования. В консерватории окончила дирижерско-симфоническое отделение, отчетливо понимая, что мне безумно интересен мир оперы.
- Наверняка непросто было получить потом должность дирижера главного театра Украины?
- Случай помог. В Национальной опере появилась вакансия суфлера, я была второкурсницей и с радостью устроилась на эту работу. Понимаете, опыт суфлера - потрясающая для дирижера школа, ее ни за какие деньги не купишь. Я выучила все оперы, которые суфлировала, наизусть. Познала их изнутри. Это у вас в Казани суфлер - бабушка-одуванчик, которая сидит в кулисе и сама себе что-то рассказывает. У нас в Киеве суфлер сидит в будке на сцене, без дирижерского образования на эту должность не берут. Нужно ведь не только текст певцам подсказывать, но и дать сигнал, когда кому вступать, если кто-то замешкался и не увидел команды дирижера. В суфлерской будке я познала анатомию оперы. А на пятом курсе приняла участие в Первом Всеукраинском конкурсе дирижеров имени Степана Турчака, стала лауреатом третьей премии. После этой маленькой победы в театре поняли, что я не только в будке сидеть умею. И фраза "Куда бабе дирижировать?!" стала звучать реже.
- Но все-таки она звучала?
- Да. Еще говорили: "Оркестр - это клетка с тиграми, там тебя сожрут!". Не сожрали, как видите... Через полгода после конкурса я сдавала консерваторский госэкзамен в театре - дирижировала "Царской невестой" Римского-Корсакова. Все прошло удачно, и мне предложили стать ассистентом главного дирижера в Национальной опере. Через некоторое время я стала уже дирижером. В моем репертуаре - "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Чайковского, "Ромео и Джульетта" Гуно, "Кармен" Бизе, "Аида" Верди, "Манон Леско" Пуччини...
- Вы - властный дирижер?
- Требовательный. Умеющий убеждать. Главное для меня, чтобы музыканты мне верили. Если нет веры, искусства не получится. Насилие получится. А я против этого. Конечно, сначала меня воспринимали очень осторожно, особенно женщины. Но со временем это ушло.
- Как думаете, музыканты оркестра театра имени Джалиля вам уже верят?
- Мы не так долго вместе работали, чтобы у них появилось ко мне безграничное доверие. Я привыкла к кропотливой работе, у вас в Казани другие темпы. У вас в порядке вещей - дирижировать спектаклем с одной оркестровой репетиции. Но качество же страдает! Мне, например, необходимы отдельные репетиции и с солистами в классе, и с хором, и с оркестром. Кстати, оркестр ваш мне понравился. Музыканты достаточно дисциплинированные, у них высокая культура штриха... Приятно было работать, хотя я бы подольше поработала - над звуковедением, например, над кантиленой...
- Алла, дирижировать наизусть - это эффектный трюк или признак высокого профессионализма?
- Не то и не другое. Как многие дирижеры, я знаю "свои" оперы наизусть, но всегда кладу на пюпитр клавир: мало ли что может произойти. Тенор Ахмед Агади сказал мне после казанской "Травиаты": "Аллочка, ты вообще в ноты не смотрела, ты вся была в музыке!". Да, я была в музыке, но при этом я все четко контролировала. Без контроля можно "улететь" и "потеряться". Есть хороший анекдот про "улетевшего" дирижера. Как он сбился, стал судорожно листать ноты и нервно спрашивать музыкантов: "Где мы? Ради бога, скажите, где мы?". И тут первая скрипка ему говорит: "Карнеги-холл. Нью-Йорк"...
- Что самое ужасное в вашей профессии?
- Когда не получается задуманное. Вроде бы отрепетировано все, но вдруг какая-то накладка на спектакле случается и... Тут главное - сразу забыть об ошибке, начнешь переживать - завалишь весь спектакль. Еще из ужасного - кошмарные профессиональные сны. Изредка мне снится, что я спускаюсь в оркестровую яму, а за пультом уже стоит другой дирижер. И я в панике - как так?! Почему меня не предупредили?! - просыпаюсь...
Айсылу КАДЫРОВА
|