Перед законом равны те, кто не сумел обойти его. Борис Крутие ...



№ 60-61 (2167-2168)
20 апреля 2001, пятница
  « Предыдущий номерСледующая статья »  
Горячие материалы20.04.2001
Во дают!
Только ветер знает, куда улетели баксы

Беспрецедентное решение принял вчера комитет парламентского контроля, проверивший использование бюджетных средств, выделенных на строительство моста через Каму, казанского метро и реконструкцию международного аэропорта: не ограничиваться формулировками "указать такому-то на...", а материалы проверки направить в Прокуратуру РТ и заслушать "виновников торжества" на заседании малого парламента с непременным приглашением премьер-министра.

Впрочем, обо всем по порядку. Заказчиком строительства моста через Каму в Сорочьих Горах решением правительства определено ОАО "Мосты Республики Татарстан". Мостовики оказались затейниками. Параллельно с мостом построили три автозаправочные станции (и еще две строят) за счет бюджетных средств (7,7 миллиона рублей). Право госсобственности на АЗС оформлено не было, заправки два года эксплуатировались неким ЗАО. Государство получило кукиш на вложенные деньги.

В результате проведения бартерных операций при расчете с подрядчиками "Мосты РТ" потеряли 2,7 миллиона рублей. И еще 22 миллиона были выведены из их финансового оборота на длительное время. Наибольшую задолженность имеет British European Marketing LTD (Великобритания) - 530 тысяч долларов США. Эта фирма выступила посредником между "Мостами РТ" и Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом на Украине. С помощью англичан мостовики переработали 10 тысяч тонн сырой нефти, выделенной АО "Татнефть". Но большая часть валютной выручки от продажи нефти осела в BEM LTD безвозвратно. Государственный таможенный комитет оштрафовал мостовиков-затейников "за непринятие мер по обеспечению возврата средств" на 12 тысяч рублей. Ну что такое 12 тысяч, когда "Мосты РТ" ворочают сотнями миллионов рублей?

Скандал стоимостью в миллион 13 тысяч 902 доллара США зафиксирован парламентским контролем по контракту с фирмой "Томсон" на поставку аэронавигационного оборудования для системы управления воздушным движением в международном аэропорту "Казань". Оплату поставок оборудования правительство Татарстана договорилось провести через французский банк "Креди Лионе". Не "живыми" деньгами, а путем продажи сырой нефти через ОАО "Сувар" в страны дальнего зарубежья.

Но график выделения нефти не выполнялся, деньги в банк своевременно не поступали, и банк добился применения к правительству Татарстана штрафных санкций на тот самый миллион долларов. В ходе проверки ОАО "Сувар" произвело с французским банком окончательный расчет.

В 1996 - 1998 годах за счет средств Дорожного фонда РТ в аэропорту была построена производственная база. На строительство израсходован 41 миллион рублей. В Госкомимуществе эта база продолжает числиться как незавершенное строительство, но фактически она была передана в аренду (без договора) ОАО "Каздорстрой" и эксплуатировалась на полную катушку. Мимо бюджета только за аренду утекло 18 миллионов рублей.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что на территории базы действовали, опять же нелегально, без документов, два цементных завода. Это сколько же коттеджей за счет бюджета было построено? Только ветер знает ответ, или, как поется в другой песне, "только черный ворон знает", сколько чертиков поместилось на острие ножа.

Не хочется подробно останавливаться на мелких утечках бюджетных средств. Например, "Мосты РТ" заплатили 575 тысяч рублей фирме "Комплимент" за слежение за окружающей средой в районе строительства моста. Недешевый комплимент фирме, у которой даже не было лицензии на проведение такого рода услуг.

В пародию превратилось засеивание в аэропорту летного поля. ОПХ "Столбищенское" засеяло траву, взяв с аэропорта почти 600 тысяч рублей. Трава взошла местами, а местами нет. Говорят, семена смыло паводком и ветром выдуло. Опять только ветер знает, за что платили опытному хозяйству. Пришлось засеивать поле повторно - теперь за 727 тысяч рублей. Но лицензии ОПХ так и не предъявило. Зато неплохо попрактиковалось на ниве халявы.

Коммунальное унитарное предприятие "Казметрострой" не могло собрать долги с предприятий на 30 миллионов рублей. Из них 4 миллиона в связи с истечением срока исковой давности "подарены" разным фирмам - ООО "Полюс", ООО "Брик", ООО "Лига-Сервис" и другим.

Семь домов намеревалось построить для своих работников ОАО "Мосты РТ". Получило на это из бюджета 33,5 миллиона рублей. И за пять лет построило... 9 квартир. Вместо 7 домов. Работягам из этих 9 квартир досталось только 4. Зато жилищные условия улучшили сотрудники Государственной дорожной службы при кабмине, Дорожного фонда...

Факты нецелевого использования бюджетных средств выявлены и при проверке базы горюче-смазочных материалов международного аэропорта. Эту базу решили продать ЗАО "Татнефтеавиасервис". И продали. Без привлечения независимого оценщика, по остаточной стоимости - за 7,8 миллиона рублей. Ну ладно - продешевили, но и это еще не все. По решению правительства вырученные деньги необходимо было направить на реконструкцию аэропорта, но их почему-то перекинули на погашение кредиторской задолженности перед НПО "Казаньполитехника" и ЗАО "Кулон". В результате, как отмечают контролеры, аэропорт остался без собственной базы ГСМ и без средств на реконструкцию.

По подсчетам парламентариев, нерационально были израсходованы 173 миллиона рублей.

Приглашенный на заседание комитета вице-премьер Владимир Швецов был очень удивлен этой цифрой:

- 173 миллиона! Да, эта цифра шокирует! Я, когда ее услышал, чуть со стула не упал. Я не хочу никого оправдывать, но тут надо еще разобраться...

Гендиректор ОАО "Мосты РТ" Абулгаз Султанов тоже не стал мелочиться:

- Да, потеряли на взаимозачетах 2,6 миллиона. А что поделаешь, такое время было...

Григорий Клементьев, начальник управления строительства метрополитена казанской мэрии, тоже не отрицал прегрешения, но бодро рапортовал о том, что на нынешний год удалось выбить в Москве на строительство метро приличную сумму, третью по размеру после тех, что пойдут на строительство московского и питерского метро.

Глава Госкомимущества Валерий Васильев признал, что ряд объектов не был своевременно внесен в реестр госсобственности, и дежурно пообещал исправить положение.

- Медали надо всем давать, кто сегодня тут выступал! - воскликнула в сердцах депутат Любовь Хамадуллина. - А что, за три года господин Швецов ни разу не мог рассмотреть финансовые дела строителей?! И почему вы так несерьезно воспринимаете парламентский контроль?

Владимир Швецов покидал зал заседаний с пунцовым лицом, и в его глазах читался вопрос: случайно ли ему припомнили старые и новые "грехи" именно сейчас, когда формируется новый состав кабинета министров?

Рустем ФАЛЯХОВ

Версия для печати


  « Предыдущий номерСледующая статья »  
20 апреля 2001, пятница
Все статьи номера:
« предыдущий№ 60-61 (2167-2168)следующий »

Горячие материалы
Только ветер знает, куда улетели баксы
Рустем ФАЛЯХОВ
Марина ЮДКЕВИЧ

Экономика и цены
Валентина ПАХОМОВА

Правоохранение и криминал
 

Культура
 

Городские новости
Наталья ВЯТКИНА
 

Пресс-коктейль
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 

Тесты
 

Социальные проблемы
Ольга МАЧНЕВА
Людмила КОЛЕСНИКОВА
 

« предыдущий№ 60-61 (2167-2168)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет