Сегодня ФСБ стукнуло 88.
Это на пять человек больше,
чем вчера.



№ 200 (3142)
20 декабря 2005, вторник
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Социальные проблемы20.12.2005
Сельская жуть
А наутро прибежали шурале со всех сторон...

Небывалое безобразие творится в Арском районе. Видные граждане - точно их бес в ребро пихает, и это в их-то немолодые годы! - склоняют рыдающих супруг к разводу и разделу имущества. Гражданки в строгой форме судебных приставов тоже едва не плачут, у них и объем работы резко вырос, и ее тяжесть: они - на порог, а им под нос пудовые гири. А взять заведующую детсадиком - та, судя по официальным документам, прозакладывала главному банку республики почти три десятка бычков и телок, которых у нее отродясь не было, за деньги, которых она и в руках не держала... А один председатель колхоза и вовсе ударился в бега, ищут его, говорят, с милицией... Ну просто фантастическое безобразие. А вот как все начиналось.

- В начале апреля 2003 года нас, руководителей и главных специалистов хозяйств, вызвал в Арск глава администрации Алмас Назиров, - рассказывает бывший директор ОАО "Мендюшская сельхозтехника" Роберт Галяветдинов. - Он сказал: удобрения для посевной надо взять. Если на своем месте хотите оставаться, вам на свое имя надо кредиты оформить. В Ак Барс Банке и в Сбербанке.

- И много вас, - спрашиваю, - на эту встречу собралось?

- От южных хозяйств и до марийской границы - все приехали! - Табрис Шакиров, главный агроном хозяйства "Тукай-Кырлай", взмахом руки обрисовывает в воздухе широчайшие арские пределы.

- Глава сказал: половина кредита будет покрыта дотациями, остальная часть - продукцией хозяйств, - досказывает Галяветдинов. - Мы и подписали...

Вызываю кредит на себя

От каждого хозяйства были 2 - 4 представителя; например, от хозяйства им. Мичурина кроме председателя, главбуха и агронома была и заведующая детским садиком. И каждый из них, для того чтобы его хозяйство смогло провести весенний сев, принял лично на себя долг в 150 - 200 тыс. рублей. Подписанные ими кредитные договоры с АББ отнюдь не были льготными: 18 процентов годовых - вполне рыночная ставка. Всего в районе, по разным данным, таким образом были выделены кредиты на сумму от 12 до 16 млн. рублей.

Уровень достатка многих из этих людей был таков, что любой банк вряд ли предоставил бы им кредит на рыночных условиях. Ведь в районе даже положенные колхозникам земельные паи (которыми можно бы расплатиться в крайнем случае) не были выделены. Поэтому официально получателями кредита значились председатели, агрономы, экономисты, инженеры и даже завдетсадом, но залогом под кредиты физлиц были признаны колхозные бычки и телки, и платить, предполагалось, будут хозяйства. Словом, кредит был под солидарную ответственность самих хозяйств и сельского актива.

Татарстанское ноу-хау - документальное оформление банковских кредитов, предназначенных колхозам, на физлиц - используется уже пять лет. Где-то мягче, где-то жестче. Так, председатель высокогорского хозяйства "Татарстан" еще летом 2001-го рассказывал мне, что залогом под кредит у них стало не только колхозное, но и его, председателя, имущество. Но для арчан в 2003-м это было новинкой: до этого года кредиты здесь оформлялись на сами хозяйства.

Правда, были эти хозяйства самостоятельными, сами могли планировать свои доходы и расходы - а с тех пор появились у них "инвесторы". Тот же Ак Барс, "Татарстан соте" и ООО "Ариадна" ("дочка" казанского "Агросервиса"). А "инвесторами" по-нашему, по-татарстански, принято называть особый сорт хозяев - хозяев, не отвечающих по прежним долгам "своего" предприятия.

Жизнь после кредита

Что же, однако, такое происходило в районе с начала апреля 2003-го, что к концу октября 2005-го здесь началось вышеописанное полное безобразие?

Кредит был выделен. По обычной в таких случаях в Татарстане схеме. Согласно официальной версии, деньги были переведены банком на счета физлиц-заемщиков; заемщики же денег и в глаза не видели, деньги прямиком ушли в районный "Агрохимсервис" - на удобрения.

Удобрения пришли. Но... "Удобрения приходили интересно! - рассказывает агроном Табрис Шакиров. - Они приходили с накладной - там только количество указано, сколько килограммов. А счета с ценой - они только в конце года пришли". А в каком размере поступили обещанные главой бюджетные дотации в погашение кредитов и поступили ли вообще - это для физлиц-заемщиков так и осталось неизвестным.

И наконец, вскоре очень многие из этих заемщиков оказались уволены. В частности, из тех четверых, с которыми я встречалась в Арске, трое были "первые лица" хозяйств, и все трое стали "бывшими". И Роберт Галяветдинов теперь - бывший директор "Мендюшской сельхозтехники", и Ильдус Имамиев - бывший председатель колхоза им. Мичурина, и Рифат Файзрахманов - бывший глава агрофирмы "Намус".

- Меня уволили прямо в ходе сева, - рассказывает Файзрахманов. - Я спрашивал своего "инвестора", платит ли он деньги за кредит... Тогда приехал начальник сельхозуправления, сказал: "Все, ты нам не нравишься!", и за 10 минут правление меня уволило. А бороться - смысла нету, хозяйству же хуже будет, горючего не дадут, людям жизни не будет. Когда я уходил, главу района спросил: "А с кредитом моим как будет?". "А я не знаю, - он говорит, - как хочешь, так и будет"...

- Мы рассчитывали, что после уборки сможем погасить долг, - говорит Ильдус Имамиев. - До этого года колхоз тоже ведь брал кредит - расплачивался. Но это тогда, до "инвесторов", а теперь мы колхозным доходам не хозяева...

Безусловно-досрочно

По договору срок окончательной расплаты по кредиту-2003 наступал в апреле 2006-го. Но наступил раньше. В октябре этого года Ак Барс Банк стал обращаться в Арский райсуд с исками о досрочном взыскании долгов, поскольку заемщики нарушают сроки погашения кредитов. Нужно было возвращать оставшиеся десятки тысяч рублей, а где их взять - десятки тысяч?! Райсуд эти иски удовлетворял один за другим, веля "обратить взыскание на заложенное имущество в виде крупного рогатого скота".

Глава арских судебных приставов Расих Загидуллин вздыхает:

- Да у них же в хозяйствах арбитражное наблюдение введено за долги! А раз введено наблюдение, принадлежащий хозяйствам скот трогать нельзя... вот и остается личное имущество заемщиков.

Тут бы можно поспорить в суде, "какая масть старше" - банковский залог или конкурсная масса, которую нельзя трогать... Да некогда! У приставов на руках уже порядка полсотни этих горячих исполнительных листов на людей, которые должны банку деньги, которых они и в руках не держали. И банк прав, и суд прав, а власть и "инвесторы" - так те вообще ни при чем... Виноваты, получается, одни лишь заемщики? Ну им и расплачиваться.

- Такое началось в семьях!.. - рассказывает Табрис Шакиров. - Главный экономист наш - она сноха, главный бухгалтер - сноха... лица подотчетные! Зашли приставы к экономисту, говорят: "Отдавай имущество". Она плачет, Таслима... У них в семье "восьмерка" старенькая, тысяч 30 стоит, она приставам документы на нее и отдала... А пришел с работы ее мужик, говорит Таслиме: "Зачем отдала, давай сюда документы!". Она плачет... Бывший председатель наш сказал: "Ко мне придут - жена помрет" и сам отдал свою "семерку". А ко мне пришли - я говорю: вот "двойка" старая, а вот 5 гирь - забирайте!

- Это что же, - спрашиваю, - за гири?

- А ничего особенного, просто гири, занимаюсь с ними. Я ведь по гиревому спорту девятикратный чемпион района! В легком и полусреднем весе...

Бодрится он, а все равно безнадега сквозь улыбку просвечивает. Есть у него еще "Ока", он за нее еще до конца не рассчитался. "Всю жизнь, - объясняет, - работал, ни воскресений, ничего, а еще 17 тысяч рублей за нее не успел пока выплатить". Неужели отберут?

Шурале там правят бал

Бывший глава хозяйства "Игенче", говорят, пустился в бега. Удирая от пристава, ударил его дверцей машины. Мужики говорят, что случайно, но теперь его обвиняют в нападении на служителя закона, и он скрывается...

- А у нас многие с женами разводятся! - со смехом отчаявшегося сообщает Рифат Файзрахманов. - Вот и я собираюсь. Имущество спешим перевести на жен, детей - чтобы все не отняли...

- То есть, - догадываюсь я, - сначала вас надули, а теперь вы пытаетесь надуть... Вакханалия у вас какая-то пошла!

- А что делать... А смотрите: чтобы заплатить, мы все мошенниками должны стать! Кредит на нас - как мы можем его колхозным имуществом погасить? Это же можно уголовное дело возбуждать. Вот так нас повязали! Так-то у нас район тихий, смирный... Но притом, учтите, Шурале-то - он наш, из наших мест!

А Табрис Шакиров - он сам из-под Кырлая - тихонько принимается цитировать Тукая, своего великого земляка: "Шурале кричит: "Прошлый год (Былтыр) руку прищемил!". А ему говорят: "Э-э, дурак, в прошлый год руку прищемил, а кричишь сейчас!"...

Замолкает. Потом, уже совсем тихо, заканчивает:

- Это про нас так скажут: э, кредит когда-а брали, а кричите - сейчас. Что мы понимали? Пахать, сеять. Доверчивые мы... были.

Марина ЮДКЕВИЧ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
20 декабря 2005, вторник
Все статьи номера:
« предыдущий№ 200 (3142)следующий »

Правоохранение и криминал
Елена МЕЛЬНИК
Инна СЕРОВА
 
Евгений АКСЕНОВ
 

Культура
Айсылу КАДЫРОВА
 
 

Городские новости
 
 
 

Спорт
Сергей КОЗИН
 
 

Пресс-коктейль
 

Социальные проблемы
А наутро прибежали шурале со всех сторон...
Марина ЮДКЕВИЧ
Ольга МАЧНЕВА

Опрос ребром
 

Read in English
 

« предыдущий№ 200 (3142)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет