| Горячие материалы | 21.07.2004 |
Спрашивали - отвечаем
В правовой тупик можно попасть сидя за рулем
Точка зрения инспектора ГАИ и человека за рулем на ту или иную ситуацию совпадает редко. Порой разрешить конфликт может только судья, чье решение обязательно для исполнения независимо от наличия погон или их отсутствия. Сегодня мы выбрали из читательской почты два наиболее интересных, на наш взгляд, вопроса и попросили прокомментировать их в ГИБДД УВД Казани и юридической фирме "Татюринформ". Ответы совпали, пожалуй, лишь в одном: в любом случае последнее слово останется за судьей.
Ваша "Ауди" не та, за кого себя выдает
Вопрос читателя: Меня останавливают сотрудники ГИБДД и выписывают протокол о наложении штрафа за управление автомобилем с затемненными стеклами. При этом никаких проверок специальными приборами не проводят. Через неделю ситуация повторяется. Предъявляю первую копию протокола и поясняю, что еще не прошел месячный срок для устранения данного нарушения. Но инспектор опять выписывает протокол, приговаривая: "Мне плевать". У меня "Ауди" и его заводские стекла с 30-процентным напылением. Я не имею возможности и желания менять их, тем более, из-за незаконного отношения сотрудников ГИБДД. Почему они так себя ведут, ведь прекрасно знают о 329-м приказе МВД РФ, главной задачей которого является защита законных прав и интересов участников дорожного движения? Приказ запрещает проводить повторный технический осмотр автомобиля при наличии талона техосмотра. Им известно, что разрешается тонировать стекла в рамках ГОСТа, а они на глаз определяют уровень затемнения. Обжаловать в суде их действия непросто и бессмысленно. У мирового судьи огромные очереди, а если он вынесет решение в мою пользу, то подойдет следующий инспектор ДПС и составит новый протокол. По-моему, сотрудников, игнорирующих требования 329-го приказа, нужно наказывать. Если вы со мной согласны, сообщите, пожалуйста, куда мне обратиться с заявлением.
Комментарий отдела пропаганды ГИБДД УВД Казани: Вы были остановлены инспектором ДПС не для "повторной проверки технического состояния" вашего автомобиля, а за нарушение п. 2.3.1 ПДД, связанное с требованиями п. 7.3 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства (ТС). Протокол о нарушении составлен в полном соответствии со статьей 12.5 ч.1 КоАП РФ. Составление повторного протокола через неделю опять-таки верно, поскольку 20-дневный срок предоставляется владельцу ТС исключительно для устранения неисправности, а не для продолжения эксплуатации неисправного ТС еще в течение 20 дней.
Что касается предвзятой, на ваш взгляд, оценки инспектором степени светопропускания стекол вашего автомобиля. ГОСТ 5727, регламентирующий прозрачность автомобильных стекол, допускает затемнение задней полусферы (при наличии внешних зеркал заднего вида), но жестко требует светопропускания ветрового - не менее 75%, стекол передних дверей - не менее 70%. Затемненные в соответствии с ГОСТом стекла на практике выглядят практически прозрачными.
Также следует иметь в виду, что, руководствуясь частью 2 статьи 28.7 КоАП РФ, инспектор ДПС составляет протокол в виде определения нарушения. Закон не обязывает его проводить какие-либо доказательные действия. Поэтому несогласие с изложенными в протоколе фактами, требование проведения диагностики следует выдвигать при рассмотрении административного материала уполномоченным лицом районного отделения ГИБДД или судебным органом.
Наконец, на стеклах большинства автомобилей зарубежного производства наносятся подписи типа: transparencia 75% min (прозрачность, светопропускание) - на ветровом стекле и transparencia 70% min - на всех остальных. Очевидно, ваша AUDI к таковым не относится.
Комментарий "Татюринформа": Определить, что нормативы тонировки стекол определенного автомобиля не соответствуют установленным ГОСТ 5727-88 возможно только при помощи специальных приборов. В связи с этим составление протокола об административном правонарушении без применения специальных средств является неправомерным ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Инспектор ГИБДД вправе проверить светопропускаемость стекол автомобиля в любое время, так как наличие талона техосмотра не является гарантией того, что тонировка не проведена на следующий день после его получения. При этом составление протокола об административном правонарушении без применения специальных средств, позволяющих оценить законность тонировки, является поводом для обжалования действий сотрудника ГИБДД в вышестоящие органы по подчиненности и в судебном порядке. Для этого необходимо в разделе протокола об административном правонарушении, где лицо дает объяснение своих действий, указать, что протокол составлен без применения специальных приборов, что будет являться достаточным основанием для признания судом незаконным возбуждения в отношении владельца ТС дела об административном правонарушении. После получения соответствующего решения суда и вступления его в законную силу необходимо обратиться с жалобой на противоправные действия сотрудника ГИБДД с требованием о привлечении его к дисциплинарной ответственности.
Приказ министра - закон для подчиненного
Вопрос читателя: Год назад я купила подержанную "Оку", а теперь решила ее продать. Я - неработающий пенсионер и инвалид 2-й группы, и год назад при постановке на учет в ГИБДД с меня ИНН никто не требовал. Теперь же, когда я обратилась с заявлением о снятии с учета, с меня потребовали ИНН. При этом сослались на указание начальника УГИБДД МВД РТ № 33/5721 от 25.05.04, копию которого мне выдали. Он предписывает "Начальникам ОГИБДД, ОТОР УВД, ГРО-РОВД" с 1 июня 2004 года "при производстве регистрационных и экзаменационных действий, проведении техосмотра с автотранспортными средствами истребовать и приобщать к соответствующим основаниям идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Обеспечить занесение указанных сведений в базу данных АМТС". При этом данное указание не содержит ссылки на какой-либо законодательный акт или нормативный документ. Скажите, насколько законны по отношению ко мне действия сотрудников ГИБДД?
Комментарий отдела пропаганды ГИБДД УВД Казани: Приказ МВД России № 59 от 27.01.2003 г. "О порядке регистрации транспортных средств" устанавливает список необходимых для регистрации транспортных средств документов и формы бланков заявлений. В бланке заявления на совершение регистрационных действий (приложение № 1) имеется графа "ИНН". Эта графа была введена в связи с тем, что с 01.01.2003 г. ГИБДД обязана осуществлять передачу данных о владельцах ТС Министерству по налогам и сборам для уплаты ими транспортного налога в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а в перечень передаваемой информации входит и ИНН.
Решение о включении "свидетельства об ИНН" в список требуемых документов было принято для уменьшения ошибок при начислении транспортного налога, а также в связи с тем, что в настоящее время ИНН получены практически всеми гражданами.
Единственная категория граждан, которым ИНН мог быть не присвоен, это неработающие пенсионеры, и только в том случае, если они не имеют в собственности ТС или другое имущество, облагаемое налогом. В вашем случае, являясь собственником автомобиля, вы поставлены на учет в налоговом органе и имеете ИНН, в связи с чем вам может быть выдано соответствующее свидетельство, для чего надо только обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства.
Комментарий "Тат-юринформа": П. 35 Правил регистрации автомототран-спортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ (утвержденных приказом МВД России от 27.01.2003 г. № 59) установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых в ГИБДД для совершения регистрационных действий с транспортным средством. В числе указанных документов свидетельство ИНН не упоминается. Установление обязанности владельцев ТС предоставлять документы, не перечисленные в указанном нормативно-правовом акте, при совершении регистрационных действий в ГИБДД на уровне региональных органов ГИБДД является незаконным.
Евгений АКСЕНОВ
|