Доллар падает, бензин растет, лето - то тепло, то холодно! И только олимпийская ...



№ 138 (2868)
21 августа 2004, суббота
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура21.08.2004
Жертва красоты
Узор собственной жизни казанская вышивальщица изменила сама

Англичане недаром не любят приглашать посторонних людей к себе в гости. Мой дом - моя крепость, а тот, кто проникнет внутрь, считай, получил возможность заглянуть в душу хозяина. В квартире казанской вышивальщицы Татьяны Рудницкой, окраинной однокомнатной "хрущобе", небогато. Но зато в каждой мелочи чувствуется стремление привнести в скромный быт эстетику, красоту. Если орешки на стол - то в изящную вазочку, если в кармане появилась лишняя сотня - то на красивый халатик. А главное, всюду царят ее вышитые картины, выполненные в технике художественной глади и рококо, которые искусствоведы метко назвали "живопись иглой".

В работе рядового санитарного врача мало романтики. Та же копеечная зарплата, что и во всей бюджетной медицине, проверки разных малоприятных мест вроде свалок и сомнительных кафешек, жалобы граждан на крыс и протекающую канализацию, бесконечные отчеты с цифрами и стопки с "Санитарными правилами и нормами". Татьяне Рудницкой, эпидемиологу с двадцатилетним стажем, в один непрекрасный день все это надоело, и она ушла. Не на другую работу, не на пенсию - просто так, в никуда.

Как объясняет сама Татьяна Николаевна, душе захотелось творчества, красоты. Неизвестно, во что бы вылилась эта тяга к прекрасному, если бы судьба не привела Рудницкую на выставку работ старейшей казанской вышивальщицы Натальи Сперанской. Рудницкая бесконечно благодарна Наталье Ювенальевне за то, что она абсолютно бескорыстно обучала ее искусству вышивания.

Сейчас Татьяна Николаевна верит в неслучайность случайного, но тогда обстоятельства не слишком благоприятствовали ее намерениям. Домашние, мягко говоря, не поняли решения матери семейства развернуть жизнь на 180 градусов, да и Сперанская из-за неважного самочувствия не сразу взялась обучить свою новую ученицу азам мастерства. Татьяна Николаевна вспоминает - когда наконец она принялась за первую вышивку, то трудилась над стежками часами, забывая о еде и отдыхе, так хотелось поскорее закончить полотно и полюбоваться результатом. Поныне всякий раз, приступая к работе, художница испытывает знакомые большинству творческих натур чувства: пугающая пустота чистого листа, лихорадочное нетерпение и иррациональное изумление на финише - неужели это сделал я?

Татьяна Николаевна никогда специально не подсчитывала, сколько за эти четыре года из-под ее пальцев вышло картин. Что-то около тридцати пяти. Много это или мало? Как посмотреть. Вышитые полотна Рудницкой миниатюрны, размером со средний фотоснимок, но на каждую автор затрачивает не меньше двух-трех месяцев упорного труда. Работать можно только при дневном свете, потому что искусственное освещение искажает краски. Нужные оттенки подбирать и так нелегко - доступные карману казанской мастерицы отечественные нитки выпускаются исключительно в яркой, кричащей гамме, а Рудницкая в своих картинах предпочитает использовать прозрачные, акварельные полутона. Приходится, признается художница, прибегать к маленьким хитростям, комбинируя мулине с лавсановыми и хлопчатобумажными нитками. Зато какими воздушными получаются ее пейзажи! Искрится снегом на солнце "Зимнее одиночество", физически ощутимо осенней прохладой и свежестью дышит "Аллея в парке"... Картины природы Рудницкой удаются особенно, хотя художница неравнодушна и к памятникам архитектуры, которые сама же фотографирует, а затем переносит на шелк. Слов нет, храмы и мечети - Успенский собор, Кул Шариф - и "Пирамида" получаются очень узнаваемыми, с точной прорисовкой деталей. Но, на мой взгляд, автор лучше себя чувствует в "свободном полете", не будучи скованной рамками чужой творческой мысли.

Ну а что же с узором собственной жизни вышивальщицы? Затертая истина "красота требует жертв" в устах Татьяны Николаевны не звучит банально. Она действительно жертвует ради искусства многим - временем, деньгами, силами. Не хочет идти ради стабильного заработка в какую-нибудь мастерскую художественных промыслов, потому что хочет избежать несвободы, "конвейера". Не гонится за материальным, радуясь двум-трем тысячам, которые удается время от времени получить за заказ. Своими силами устраивает выставки, ездит на конференции, а недавно на личные средства выпустила к 1000-летию Казани книжечку с репродукциями пейзажей, видов Казани и стихами собственного сочинения. Рудницкая не претендует на поэтические лавры, заветные строчки сами рождаются у нее во время работы над картиной, органично перекликаясь с вышивкой. Но стоит взять в руки эту небольшую, размером с открытку, книжку под бледно-голубой обложкой, чтобы полистать ее и задуматься - возможно, и в вашей жизни когда-нибудь наступит странный поворот, когда привычный уклад и ценности вдруг потеряют всякое обаяние. Что это будет, кризис среднего возраста или момент истины? Художница с дипломом медика Татьяна Рудницкая для себя на этот вопрос уже ответила.

Алия ЗИГАНШИНА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
21 августа 2004, суббота
Все статьи номера:
« предыдущий№ 138 (2868)следующий »

Правоохранение и криминал
Сергей ИЛЬИН

Культура
Валентина ПАХОМОВА
 
 
Алсу МУСИНА
Узор собственной жизни казанская вышивальщица изменила сама
Алия ЗИГАНШИНА

Городские новости
Ольга МАЧНЕВА
Марина ЮДКЕВИЧ
 
Анна АЛТЫНОВА
Марина ЮДКЕВИЧ
Борис БРОНШТЕЙН
Евгений АКСЕНОВ
 

Спорт
Сергей КОЗИН
 
Сергей КОЗИН

Пресс-коктейль
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 

Тесты
 

Проблемы экологии
 

Социальные проблемы
Инна СЕРОВА

Субботний репортаж
Инна СЕРОВА

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 138 (2868)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет