| Культура | 22.05.2004 |
Заморский гость
Маэстро из Канады уже не дает концертов в метро
Выступать с "La Primavera" престижно
Вчера на заключительном концерте сезона государственного камерного оркестра "La Primavera" в БКЗ им. С. Сайдашева за дирижерским пультом впервые стоял Айрат Ишмуратов. Внук знаменитой татарской певицы Рашиды Зиганшиной, выпускник Казанской консерватории, одно время он работал в оркестре Татарского оперного театра и в Государственном симфоническом оркестре РТ - играл на кларнете. Сейчас Ишмуратов живет в Канаде, получил степень магистра Монреальского университета и учится в аспирантуре - в классе симфонического дирижирования.
За рубеж он попал, можно сказать, случайно. Как-то на гастролях во Франции узнал о возможности пройти стажировку в Орфорде (Канада).
- Я очень люблю учиться, - говорит Айрат. - Поэтому, когда мне предложили продолжить обучение на музыкальном факультете Монреальского университета, согласился сразу. В это престижное заведение поступила и моя жена - альтистка Эльвира Мисбахова. Она, кстати, играла в оркестре "La Primavera". В 1998 году мы вместе уехали в Канаду.
- Это престижно - выступать с оркестром "La Primavera"?
- Очень. Я просто счастлив дебютировать в качестве дирижера с таким сильным коллективом, это большая удача. Я давно знаю этот оркестр, у нас с Эльвирой даже записан совместный альбом с "La Primavera".
- Музыканты Абязова, в свою очередь, очень тепло о вас отзываются. Говорят, вы, как дирижер, нетривиально интерпретируете классику, особенно - произведения Шостаковича.
- Это мой любимый композитор. Он исключительно самобытен - ни на кого не похож. Чтобы понять его гениальную музыку - недостаточно изучения одной лишь партитуры. Важно знать историю создания произведения, настроение и переживания композитора в момент сочинения. Кстати, свою диссертацию в Монреальском университете я пишу как раз на тему интерпретации произведений Шостаковича. Об этом композиторе мне интересно знать все.
- А вы читали скандальную книгу Соломона Волкова о Шостаковиче?
- Отрывки. Она еще не вышла на русском языке, только на английском и эстонском. Я хочу встретиться с Волковым, включить в свою диссертацию его воспоминания. В планах - встреча с Мстиславом Ростроповичем, великим музыкантом, которому Шостакович посвящал свои произведения.
- Айрат, значит ли все это, что теперь вам интересно только дирижирование?
- Нет, не только. Я продолжаю играть на кларнете: создал в Монреале клезмерский ансамбль "Klezmer Story". Еврейскую музыку я полюбил благодаря казанскому коллективу "Симха", там играет мой преподаватель Альберт Гильфанов. Еще я создал со своими друзьями музыкальное трио, мы уже участвовали в международных конкурсах в Италии, США, а на Национальном музыкальном фестивале в Канаде завоевали Гран-при. Как музыкант я ненасытен: желаю еще брать уроки композиции. Сочинять музыку мне тоже очень нравится.
- Правда, что поначалу в Канаде вы зарабатывали на жизнь, играя с женой в переходах метро?
- Да. Это дало нам колоссальный опыт и приносило неплохой заработок. Но сейчас такой необходимости уже нет. Да и времени на такие подземные концерты - тоже. У нас с Эльвирой дочка недавно родилась - Алина...
Фото Василия МАРТИНКОВА.
Айсылу КАДЫРОВА
|