Отправляясь в отпуск, возьми вдвое меньше вещей и вдвое больше денег. ...



№ 105 (2420)
22 июня 2002, суббота
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Правоохранение и криминал22.06.2002
Приговор
Педагог-взяточник был сторонником дифференцированного подхода

Знания - в цене

Горячая пора - экзаменационная сессия: студенты напрягают мозги, треплют себе нервы и трясут кошельки родителей. Знания сегодня "в цене". Об этом свидетельствует приговор, вынесенный Вахитовским райсудом преподавателю Казанской сельскохозяйственной академии. Айдар Нигматзянов приехал в Казань из села и сумел выбиться в люди: закончил вуз, поступил в аспирантуру и в 23 года уже трудился ассистентом на кафедре "Финансы и аудит" экономического факультета сельхозакадемии. Молодой преподаватель вел занятия, принимал зачеты, экзамены и курировал курсовые работы по дисциплине "Деньги, кредит, банки и биржевое дело". Ассистент проработал в академии всего два года и загремел под суд. Уж очень резво преподаватель-экономист принялся воплощать теорию прибыли в жизнь, вовлекая в сферу своих бизнес-интересов все больше студентов. К моменту возбуждения уголовного дела взятки ему несли студенты третьего и четвертого курсов. Следует отметить, что у Айдара Нигматзянова был помощник - студент экономического факультета Рустем Зайдуллин, который совмещал учебу с "практикой", помогая студентам из своей группы купить отметку о сдаче экзамена и зачета.

Следствие так оценило действия педагога: "Нигматзянов сделал отметки о принятии зачета в зачетных книжках и экзаменационной ведомости по учебной дисциплине "Деньги, кредит, банки и биржевое дело", внося в них заведомо ложные сведения". Так что студентам не только пришлось на следствии и в суде, краснея, давать публичные показания, но пересдавать дисциплину другому - более принципиальному педагогу. Что же касается ассистента, то, по мнению суда, Айдар во время приема экзаменов и зачетов являлся должностным лицом. Этот момент стал ключевым при назначении наказания и привлечении к уголовной ответственности.

Надо отметить, преподаватель подошел к назначению цены за экзамен творчески, тарифы были дифференцированными и соответствовали уровню знаний, работы на семинарских занятиях, вообще посещаемости занятий. Давая показания в суде, студент-посредник признался, что педагог-взяточник, прежде чем определиться с ценой, изучал журнал посещаемости. Называл разные суммы и прямо говорил, кому за какой взнос какую оценку он готов поставить.

А ловкий посредник получал не только моральное удовлетворение за помощь сокурсникам, но имел еще и гарантированные оценки по предметам, которые читал старший товарищ. Хорошо поработал - получил "хорошо" в зачетку. Естественно, все эти полученные им незаконно оценки судом были аннулированы.

Преподаватель и большинство студентов, покупая оценки, не знали, что стали участниками оперативных мероприятий, проводимых сотрудниками угро Кировского РУВД, а все их неловкие движения на пути к диплому снимает скрытая камера. На 12 сторублевых купюрах, изъятых в результате операции у Айдара Нигматзянова, в ультрафиолетовых лучах проявилась нанесенная надпись "Взятка". Перед обыском в квартире преподаватель добровольно выдал милиции еще 1500 рублей и, трогательно смущаясь, признался, что деньги получил от студентов.

За получение взятки, должностной и служебный подлог преподаватель казанской сельхозакадемии получил пять лет условно. Его добровольный помощник Рустем был признан виновным по статье 290 УК в пособничестве при получении взятки и приговорен к 3 годам условно.

Но это - не конец истории. Дело в том, что все эти факты обсуждались в ходе не только уголовного, но и гражданского суда. Как только закрутилась следственная машина, и преподаватель, и студент вынуждены были покинуть академию. Ассистента уволили, отчислили из аспирантуры. Студента отчислили приказом ректора "без права восстановления за проступок, несовместимый со званием студента". Однако, не дожидаясь вердикта суда по уголовному делу, предприимчивый посредник подал иск в гражданский суд о признании приказа ректора недействительным и о восстановлении его в вузе.

Студент уповал на то, что в день выхода приказа он был... под арестом и не мог дать объяснений. А по закону, прежде чем назначать взыскание, у виновного должны потребовать объяснений. У истца был еще аргумент, который суд посчитал правомерным: в приказе ректора говорится о "взятке", но до соответствующего решения суда такую квалификацию действиям вуз давать не может.

Студент выиграл гражданское дело. Приказ ректора отменен, студент восстановлен. Но академия и прокуратура Вахитовского района намерены восстановить справедливость. Прокуратура вынесла протест на решение гражданского суда, полагая, что взяточникам в вузе не место.

Весной 2002 года московские

социологи провели исследование: кто остановит коррупцию в вузе? Большинство респондентов считают, что это миссия правоохранительных органов - никакими суперновыми

системами оценки знаний эту волну не сбить.

Алиса СЕМЕНОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
22 июня 2002, суббота
Все статьи номера:
« предыдущий№ 105 (2420)следующий »

Горячие материалы
 
Рустам ВАФИН

Правоохранение и криминал
Педагог-взяточник был сторонником дифференцированного подхода
Алиса СЕМЕНОВА

Культура
 
Айя СУЛТАНОВА
Айсылу КАДЫРОВА
Айсылу КАДЫРОВА
 

Городские новости
Инна СЕРОВА
Инна СЕРОВА
Ольга ЮХНОВСКАЯ

Спорт
 
Сергей КОЗИН

Пресс-коктейль
 

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 105 (2420)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет