Объявление по радио: `Граждане, будьте осторожны! В город завезли крупную партию фальшивых ...



№ 205(2312)
22 декабря 2001, суббота
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура22.12.2001
Мастер-класс
Олег Соколов: "Я был счастлив, когда Нуриев остался на Западе"

Если оценивать объективно и по мировым меркам, то сегодня самый знаменитый в труппе казанского балета - педагог-репетитор Олег Соколов. На работу в Казань его пригласил директор оперного театра Рауфаль Мухаметзянов. Контракт со звездой советского балета заключили на сезон 2001/2002 года.

Экс-премьер Кировского (Мариинского) театра, после завершения карьеры танцовщика он преподавал в Ленинградском хореографическом училище, работал в Каирском высшем балетном институте, в балетных труппах миланского театра "Ла Скала", Боннского оперного театра...

- Олег Германович, кто-нибудь в вашей семье имел отношение к балету?

- Ведущей характерной танцовщицей Кировского балета была моя кузина - Нина Александровна Федорова, ученица легендарной Агриппины Вагановой. Мы жили вместе, и в нашей коммуналке частенько собирались друзья Нины - прославленные Маргарита Гришкевич, Софья Тулубьева, Надежда Федорова, Вахтанг Чабукиани, Юрий Гофман, Николай Зубковский... Я рос среди выдающихся балерин и танцовщиков.

- А учились у не менее выдающегося Бориса Шаврова...

- Да. Но я не считаю Шаврова выдающимся педагогом. Он был неважный педагог, если честно. И страшно меня не любил. Понимаете, он был книжником: любил порассуждать, поговорить на уроке, мои замечания "может, займемся непосредственно уроком?" его очень сердили. Но тем не менее по "классике" у меня была "пятерка". А тогда как было? Если у тебя "пятерка" - тебя безоговорочно берут в труппу Кировского балета, если "четверка" - в труппу Ленинградского малого оперного театра, "тройка" - езжай по городам и весям... К неудовольствию Шаврова меня взяли в Кировский, по негласной традиции - в кордебалет. Я четыре года числился в кордебалете, хотя уже на второй год работы танцевал ведущие партии в балетах. Я прошел самый главный тогда экзамен: станцевав подготовленную первую сольную партию на оркестровой репетиции "Лауренсии", заслужил аплодисменты труппы, аплодисменты своих коллег...

- И потом вам уже самому предлагали выбирать репертуар?

- Не совсем так, хотя... Художественный руководитель труппы Константин Сергеев однажды спросил меня, что я хочу станцевать? И я, думая, что сейчас меня точно примут за наглеца, ответил: "Голубую птицу в "Спящей...". Сергеев ничуть не удивился, более того - предложил мне партию Вацлава в "Бахчисарайском фонтане". А с Птицей я поставил своеобразный рекорд: танцевал ее однажды весь сезон, без дублеров.

- Говорят, в этой партии вас превзошел потом Юрий Соловьев?

- Да. Я без ревности относился к тому, что его считали лучшей Голубой птицей, потому что это было правдой. Горькой, но правдой.

- Олег Германович, вы танцевали практически со всеми выдающимися балеринами советского балета. Кто из них была самой лучшей партнершей?

- Они все - лучшие. Каждая заслуживает признания, что я был необыкновенно счастлив считать себя их партнером. Корчил из себя принца с восхитительными Шелест, Сизовой, Колпаковой, Зубковской, Комлевой, Осипенко, Макаровой, Максимовой, Тер-Степановой... Изумительные балерины! Если решусь написать книгу, подробно расскажу о каждой.

- Однажды в телепередаче "Как это было", вы - участник легендарных гастролей Кировского балета в Париже в 1961 году - сказали, что почувствовали себя счастливым, узнав, что Рудольф Нуриев решил остаться на Западе...

- Это я сейчас понимаю, что "прыжок на свободу" Нуриева был для меня счастьем. А тогда в аэропорту вся труппа была в растерянности, почти что в шоке... Оказавшись без Рудика, репертуар премьера поделили между оставшимися солистами. На меня, Соловьева, Сергея Викулова обрушился грандиозный успех, в газетах писали: "Если они, оставшиеся, так блестяще танцуют, как, интересно, танцует Нуриев?". Мы сделали друг другу потрясающую рекламу.

- Вы завидовали успеху Нуриева?

- Нет, никогда. Для меня гениальным танцовщиком ХХ века является Михаил Барышников. А Нуриев - это миф, легенда... Нуриев - это нечеловеческие трудолюбие и эгоцентризм, шквальный темперамент... Его "сделал" выдающийся педагог Александр Пушкин, выпестовавший потом и истинного балетного гения - Михаила Барышникова.

- Вас тоже считают выдающимся педагогом, ведь вашим учеником был и знаменитый ныне Игорь Зеленский.

- Зеленский не совсем мой ученик, он у меня только стажировался год, приехав из Тбилисского училища. Работать с ним было нелегко, но интересно.

- А с труппой казанского балета работать легко?

- Вы знаете, мне здесь очень интересно. Пока интересно. У ваших артистов нет дутой славы балетных трупп истинно великих театров - Большого и Мариинского. Они у вас вообще славой не избалованы! Но они так жизнерадостны, так оптимистичны, так трудолюбивы... Поражает, что буквально каждый спектакль танцуют так, будто это премьера. Труппа в очень хорошей форме! Кордебалет дисциплинирован, солисты замечательные. Здесь профессионалы работают!

Фото Олега КОСОВА.

Айсылу КАДЫРОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
22 декабря 2001, суббота
Все статьи номера:
« предыдущий№ 205(2312)следующий »

Горячие материалы
Ольга МАЧНЕВА
 
 

Медицина
 

Правоохранение и криминал
 
Алексей УГАРОВ

Образование
Рустам ВАФИН

Культура
 
Айя СУЛТАНОВА
 
Айсылу КАДЫРОВА
 
Олег Соколов: "Я был счастлив, когда Нуриев остался на Западе"
Айсылу КАДЫРОВА
Алия ЗИГАНШИНА

Городские новости
 
 
 

Спорт
 
Сергей КОЗИН
 

Пресс-коктейль
 
 
 
 
 
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 
 
 
 
 
 

Социальные проблемы
Марина ЮДКЕВИЧ
 
("Татар-информ".)
Марьям АРСЛАНОВА

Субботний репортаж
 

« предыдущий№ 205(2312)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет