| Городские новости | 22.12.2007 |
Эх, прокачу!
Поберегись: "Драконы" на дороге
"Не автобус, а издевательство, - так каждое утро выпускает пар после поездки на общественном транспорте моя коллега. - Неудобный - ни войти, ни выйти, на ногах во время движения не устоять". И читатели звонят в редакцию - один жалуется, что не успел выйти - дверью прищемило, другой - что водитель неожиданно открыл дверь, так что пассажир выпал. У водителей легковушек к автобусникам тоже претензии: раньше их "Газели" подрезали, а сегодня массивные автобусы не моргнув глазом, то есть поворотником, из потока буквально выдавливают...
Обо всех этих безобразиях корреспондент "ВК" рассказала директору ПАТП №2 Альберту Мухаметшину. Он часть претензий отмел: "Автобусы удобные, держаться есть за что", а с частью - согласился: "Если водитель закрывает двери или начинает движение, когда пассажир еще не вышел, это просто невнимательный водитель. Обзор в автобусе отличный, он всех должен видеть". И предложил корреспонденту убедиться в удобствах новых автобусов на собственном опыте: "Вы покатайтесь - водитель будет ждать в 14.00 у издательства".
Чтобы продемонстрировать все положительные качества "Драконов", с маршрута № 77 сняли машину с госномером ВР548. Управлял ею человек не простой: Раиф Исхаков - бригадир, у него в подчинении несколько рядовых водителей. Для начала он предложил мне посидеть в водительском кресле, которое оказалось очень удобным. В боковых зеркалах-"лопухах" отлично отражается все, что надо видеть водителю - и машины в соседних рядах, и входящие-выходящие пассажиры. И стало быть, граждане, которые чуть ли не через день фигурируют в сводках ГАИ: "Водитель допустил выпадение пассажира..." - это жертвы водительской невнимательности.
Хуже с обзором внутри автобуса - в салонном зеркале можно что-то увидеть, только если дверь в салон открыта. Чтобы она не болталась, ее закрепили резинкой. Намертво. Так что пассажиры имеют совершенно свободный доступ в кабину. Что уже не есть хорошо - возможно, именно они мешают водителю сосредоточиться на входящих-выходящих гражданах. И еще одна маленькая деталь обнаружилась: водитель китайского автобуса ни шиша не видит, что происходит сзади. Пятясь, он спрашивает кондуктора: "Ехать? Не ехать?". А та, приникнув к заднему окну, командует.
- Знаете, кто на нас жалуется? - с ходу насели на журналиста водитель и кондуктор. - Старушки и инвалиды, в общем, те, которые с "ваучерами" (то есть с льготными билетами. - И.С.). Только им все не так, а остальные пассажиры всем довольны.
- Так старушкам-то до высоких поручней не дотянуться, по ступенькам в задней части салона не вскарабкаться, а если влезут, то непременно потом с них упадут...
- А они сзади и не сидят, они впереди садятся, - парировала кондуктор. И указала на шесть кресел, установленных вдоль салона между первой и второй дверями.
- Тут - держись не хочу, - заметил водитель. - Хоть за поручни у кресел, хоть за петли.
В разговоре с бригадиром ПАТП-2 Раифом Исхаковым выяснились и другие интересные подробности про новый автопарк. Он вспомнил, что, когда два месяца назад работал на "пазике" - на длинном маршруте, проходившем чуть не через весь город, сборы были выше, но вся прибыль уходила владельцу "пазика". А сейчас у водителя зарплата стала выше - до 15 тысяч рублей на руки, несмотря на то что 77-й маршрут до Победилова считается менее прибыльным, чем прежний.
Еще выяснилось, что, говоря о высокой квалификации водителей китайских автобусов, чиновники из городского комитета по транспорту и связи допускают, мягко говоря, преувеличение. "У нас таджиков много работает, - пояснил бригадир. - Некоторые уже поменяли права на российские, но не все". И условия труда жесткие, безопасность пассажиров не гарантирующие: "Две смены никак не сделаешь - водителей не хватает, поэтому в среднем за рулем проводишь 10 часов в сутки. А выходных - когда один в неделю, когда два подряд. Даем отдыхать всем по очереди".
Что же касается гонок за пассажирами, то Раиф Исхаков говорит: "Есть маршрут, который до площади Вахитова идет с нашим один в один. Развели бы нас по разным улицам - был бы порядок. А так - кто кого опередит, тот и план сделает".
Покинув салон образцово-показательного автобуса, корреспондент "ВК" пересела в проходивший мимо обычный - точно такой же. Немножко поболталась на ходу, уцепившись за петлю, и чуть не рухнула. Потеряв равновесие, стала искать более удобную опору, только добралась до ступенек - автобус резко прибавил ход. Спасибо мужичку, сидевшему у прохода: он рукав мне едва не оторвал, но удержал от падения на грязный пол. А ногу от синяка спас зимний сапог - летом, ударившись о ребро ступеньки, я бы так легко не отделалась.
Народу в автобусе было немного. Остановки через две удалось занять освободившееся место. Жесткое пластиковое сиденье, производитель которого науку эргономику явно не изучал, к долгой поездке не располагало, зато появилась возможность спокойно рассмотреть устройство салона. Наглухо закрытая со стороны кабины занавесочкой перегородка и запертая дверь исключали для пассажиров возможность поговорить с водителем, а для водителя - посмотреть на пассажиров в салоне. Двери он открывал и закрывал, не интересуясь, успели ли загрузиться-выгрузиться пассажиры, и вскоре у средней раздался крик: "Прищемили!". К счастью, его в кабине услышали.
* * *
Городские чиновники и сами понимают, что китайские "Драконы" - не лучшее решение. Но говорить об этом соглашаются сугубо неофициально. Потому что ларчик открывается просто: наши "Нефазы" и белорусские "МАЗы" хотя и удобнее, но намного дороже китайского ширпотреба. И если производитель в ближайшее время цену не сбросит, улицы всех татарстанских городов скоро заполонят исключительно красные "рептилии".
Анна АЛТЫНОВА
|