| Горячие материалы | 23.11.2005 |
Пенсионный передел
Безальтернативная служба... доставки
Казанские старики снова послушно выстраиваются в очереди. На этот раз - в коридорах филиалов ЗАО "Служба доставки". Пришли они туда не по своей инициативе, а по приглашениям, которые рассылают районные управления Пенсионного фонда - якобы для перерегистрации. Но, судя по всему, перерегистрация никому не нужна, а пенсионеры страдают за чужой интерес.
Приглашения из управления Пенсионного фонда пришли тем, кто получает пенсию через Сбербанк. Из текста приглашений можно понять, что фонд таким образом проводит сверку сберкнижек, а заодно и выясняет, кто из пенсионеров по документам числится живым, а сам уже отдал Богу душу. Но переживших дорогу до управлений (видели бы вы, как дышащих на ладан старичков тащат под руки на поверку родственники!) не просто пересчитывают, а дают им подписать очень интересные заявления. Большинство подписывает их, не читая, лишь бы пенсию давали.
А вот жительница Советского района Зоя Довгань убеждена, что имеет право знать и понимать, какие бумаги и для чего в официальном учреждении ее вынуждают подписывать. Корреспонденту "ВК" она рассказала, как пришла в Пенсионный фонд, но ее перенаправили в соседнюю дверь - в Службу доставки. Выстояла очередь к сотруднице, предъявила ей паспорт и сберкнижку, на которую переводится пенсия. Та дала два заполненных бланка и предложила подписать. Поскольку Зоя Ивановна забыла дома очки, она поверила на слово, что это - заявления, касающиеся банковских реквизитов, расписалась, где велели, и ушла домой. А дома вчиталась в выданный ей рекламный проспектик и поняла, что она, оказывается, попросила управление Пенсионного фонда поручить доставку пенсии какому-то ЗАО "Служба доставки", а это ЗАО она попросила доставлять деньги в Сбербанк, если ее не будет дома.
- Но это же обман! - возмущается Зоя Ивановна. - Они говорят, что сверяют документы, а сами мою пенсию отдают неизвестно в чьи руки. По какому праву? Я еще раз ходила в Пенсионный фонд и написала третье заявление - с требованием вернуть предыдущие два и оставить доставку за Сбербанком. Говорили со мной нелюбезно, но заявления отдали. И претензию приняли, только зарегистрировать отказались и предупредили, что, может быть, даже и не ответят.
За разъяснениями корреспондент "ВК" обратилась в республиканское отделение Пенсионного фонда. На конкретный вопрос "Можно ли пенсионерам, получающим пенсии через Сбербанк и по почте, не заключать договор (то есть не подписывать заявление) на доставку пенсии Службой доставки, если они предпочитают прежний порядок доставки?" пресс-секретарь фонда Рафаил Гиниятуллин ответил так: "Порядок выплаты и доставки пенсий установлен действующим законодательством. Выплата и доставка пенсий может производиться организациями, с которыми Пенсионным фондом заключены соответствующие соглашения. Одно из таких соглашений заключено с ЗАО "Служба доставки", которая также может осуществлять доставку пенсий гражданам на основании их волеизъявления". Поди пойми из этого текста: может или нет пенсионер послать Службу доставки куда подальше? И если может, то кто ему в этом случае будет доставлять пенсию?
Диалог с господином Гиниятуллиным у нас вообще не очень заладился. На письменные запросы корреспондента "ВК" он отвечал обстоятельно, но так, что каждый ответ порождал несколько новых вопросов. Единственное, что прозвучало вполне определенно - учредителем ЗАО "Служба доставки" является Татэкобанк. После долгих переговоров пресс-секретарь, правда, добавил, что, наверное, есть соглашения о доставке пенсий и с другими структурами - со Сбербанком, с почтой, и почему управления фонда направляют пенсионеров только в Службу доставки - это еще, мол, уточнить и разобраться надо. Может, пенсионеры что не так поняли?
Но пенсионеры, которые звонят в "ВК", рассказывают истории, как две капли воды похожие на историю Зои Ивановны. И никому из них в районных управлениях не предлагали альтернативу Службе доставки. Корреспондент "ВК" обратилась в два управления, которые в рассказах стариков фигурировали чаще, - Московское и Советское. Ни специалист Наталья Нефедова в Московском районе, ни заместитель начальника Татьяна Герасимова в Советском ни о какой альтернативе ничего не сказали. А старики утверждают: "В Пенсионном фонде даже наши вопросы о доставке не слушают - сразу посылают в Службу доставки".
Может быть, такое доверие к этой службе основано на том, что именно она идеально смогла организовать работу с пенсионерами? Но, к примеру, в Советском районе прием заявлений ее сотрудники ведут в тесном, заставленном картонными коробками помещении, где старикам даже стульев не хватает.
А может быть, иметь дело со Службой доставки Пенсионному фонду выгоднее, чем с другими доставщиками? Но Гиниятуллин говорит, что она, как и любая другая коммерческая фирма, работает не бесплатно. И если Зоя Довгань и другие желают получать пенсию через Сбербанк, куда Пенсионный фонд теперь будет перечислять деньги не напрямую, а через Службу доставки (смотри заявления Зои Ивановны), то платить придется и Сбербанку, и Службе - где ж выгода? Гиниятуллин дал мне понять, что это непринципиально: "Пенсионеры за это ведь все равно не платят". Что значит, не платят? Из пенсий у них не вычитают, это верно. Пенсионный фонд расплачивается. Из "котла", в котором "варятся" пенсионные средства.
И вот это уже принципиально. Потому что писать заявления о переводе в Службу доставки пенсионеров зовут под девизом: "Все равно вам надо обязательно прийти, мы должны сверить ваши документы". Объясняют повальную сверку тем, что уж очень много, мол, развелось мошенников, которые через Сбербанк по доверенностям получают пенсии давно умерших родственников. Почему бы сотрудникам Пенсионного фонда, вместо того чтобы мучить стариков в очередях, заставлять их расходоваться на транспорт, самим не объехать их и не проверить документы на дому? А вот на это, как объяснили корреспонденту "ВК" в районных управлениях фонда, в том самом "котле", где нашлись средства на оплату услуг ЗАО "Служба доставки", расходы не предусмотрены.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Инна СЕРОВА
|