| Культура | 24.01.2004 |
Юбилей
"В Казани меня стали называть татарским Георгом Отсом"
С песней по жизни
Отважный тореадор Эскамильо в опере Бизе "Кармен", мятежный Демон в опере Рубинштейна, подлый Яго в "Отелло" Верди... Совершенно разные по характеру роли, но все они написаны для баритона - среднего мужского голоса: греческое слово "barytonos" означает "тяжелозвучный". Несмотря на это, обладателя благородного баритона - солиста казанской оперы Равиля Идрисова коллеги считают "приятно звучащим" и интеллигентным артистом. В этом сезоне он отмечает 25-летие своей творческой деятельности.
- Я приехал в Казань из Перми в 1977 году, поступил в консерваторию, в класс профессора Светланы Жигановой, - говорит Идрисов. - Это была уникальная женщина. Профессионал, тонко чувствовала каждого из своих учеников. Мы ей не просто доверяли - она для всех нас была второй мамой.
- Уже на втором курсе вас приняли в стажерскую труппу оперного театра. Светлана Назибовна протежировала?
- В то время главным режиссером театра был легендарный Нияз Курамшевич Даутов. Я считаю его гением. Одной из заслуг этого человека было создание в театре национальной труппы. Это он пригласил меня тогда в театр. Дебютировал я в "Севильском цирюльнике" Россини, где исполнил партию слуги графа Альмавивы - Фиорелло. За год до окончания консерватории я стал уже солистом театра.
- Говорят, было немало оснований полагать, что вы будете вовсе не баритоном - тенором...
- Думаю, на меня повлияли мои кумиры. По молодости лет я подражал им. И больше мне нравились не теноры - баритоны. Особенно Георг Отс. Признаюсь, в Казани меня стали называть татарским Георгом Отсом. Мне это приятно.
- А как вы считаете, кого казанская публика любит больше - теноров или баритонов?
- Ой, тут очень интересная ситуация. Наша публика любит оперу, это факт почти что неоспоримый. Первый создатель стационарной оперы в нашем городе Медведев говорил, что на оперу в Казани реагируют удивительно: на драму - ползала, на оперетку - скандал, а на оперу - кассу сломали, так рвались за билетами. Но за 25 лет работы в театре я был свидетелем только двух бисов на оперных спектаклях, а про один слышал. Если верить театралам со стажем, впервые безумствующая публика упросила повторить арию Елецкого в "Пиковой даме" баритона Аполлонова. Второй бис заслужил знаменитый бас Минжилкиев, он пел у нас Мефистофеля в "Фаусте". А в третий раз публика кричала "Бис!" грузинскому тенору Гугушвили, когда он пел у нас Каварадосси в "Тоске". Эти факты говорят о том, что казанцы любят мужские оперные голоса. Ни одна из певиц в спектаклях не бисировала - только певцы.
- Вас называют одним из самых интеллигентных артистов нашего оперного. Как вам удается избегать театральных интриг?
- У меня девиз в жизни - "Доброта спасет мир". Сам стараюсь относиться ко всем по-доброму. И умею быть благодарным. Знали бы вы, какие трудности мне пришлось преодолеть при организации своего бенефиса, который недавно прошел в БКЗ. Я репетировал с оркестром Рустэма Утэя, никто и не предполагал, что за несколько дней до моего концерта музыканты оркестра попадут в автокатастрофу. Выручили друзья: шеф казанской оперы Гюзель Хайбулина, директор театра Рауфаль Мухаметзянов, дирижер Рустэм Утэй... Гюзель была в Европе, когда узнала о трагедии, но звонила мне чуть ли не ежедневно и помогла найти музыкантов...
- Непростой получился у вас бенефис...
- Но очень душевный. Я не смог скрыть восхищения своими друзьями. Они у меня замечательные!
Айсылу КАДЫРОВА
|