Если казна пуста, то чё в нее все лезут и лезут? Акрам Муртаз ...



№ 75(2390)
26 апреля 2002, пятница
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Городские новости26.04.2002
Читатель хочет знать
"Мы - участники рынка и работаем по его правилам"

В номере "ВК" за 13 марта мы опубликовали вопросы, которые хотели задать сотрудники аптек, входящих в ГУП "Таттехмедфарм", и их клиенты руководителю ГУП Якову Маргулису. Сегодня публикуем его ответы.

- Господин Маргулис, в декабре прошлого года вы заверяли, что прогноз по обеспечению льготными лекарственными средствами в пределах программы госгарантий - благоприятный. Однако льготники жалуются, что не только в прошлом, но и в нынешнем году они часто не могли получить в ваших аптеках жизненно важные препараты - инсулин, диабетон, лекарства для сердечников, астматиков и так далее. Президент Татарстана в своем докладе на сессии Госсовета 28 февраля уточнил, что "цели, поставленные перед предприятием в части снижения цен, пока не достигнуты", и потому "требует внимательного изучения и совершенствования работы ГУП "Таттехмедфарм" по приобретению медикаментов для льготных категорий населения". Так есть сегодня проблемы с обеспечением льготными лекарствами или нет?

- Во-первых, что касается невозможности некоторых льготников получить в наших аптеках необходимые препараты. Напомню, что людей, пользующихся правом на льготное получение лекарств, в республике почти миллион, естественно, при таком количестве обращений какой-либо препарат может временно отсутствовать в какой-либо аптеке. Мы сегодня прилагаем все силы, чтобы заявки из аптек на необходимые, жизненно важные препараты поступали в объемах, которые требуются для обеспечения всех групп льготников. Каждый сбой - вопрос очень индивидуальный. Мы стараемся либо предложить полноценный заменитель требуемого препарата, либо максимально сократить срок доставки потребителю необходимого. Все резервы и ресурсы у нас для этого есть. Все случаи необоснованного отказа, жалобы потребителя - на особом контроле, и мы немедленно принимаем меры для исправления ситуации. Во всяком случае, я не знаю ситуации, когда наши работники оставили льготника одного с его проблемой и не предприняли мер для исправления ситуации. Если такое происходит (кстати, иногда об этом пишут вам), мы принимаем меры менее чем за сутки.

Вторая часть вопроса связана с выступлением президента республики на сессии Госсовета, где он совершенно верно обозначил необходимость изучения и совершенствования ситуации на фармрынке республики по приобретению медикаментов для льготных групп населения. "Таттехмедфарм" действительно не проявил пока достаточной настойчивости, чтобы реализовать заложенные правительством решения. Посмотрите, что случилось в прошлом году. Согласно программе госгарантий в 2001 году финансирование по статье "медикаменты" должно было осуществляться в пропорции: 70 процентов - на счета ГУП "Таттехмедфарм" и 30 процентов - на счета центральных районных больниц. В действительности на наш счет поступило в среднем 31 процент определенных средств, а через ЦРБ прошло 69. Анализ закупок показал, что ЦРБ на отпущенные им средства закупали медикаменты в среднем на 14 процентов дороже, чем это стоит на рынке. А наше предприятие приобретало медикаменты на 5,5 процента дешевле. Таким образом, "вилка" составила почти 20 процентов. Естественно, не в пользу потребителя. При этом в больницах немалая доля средств была направлена вообще не по назначению. Эти данные - из материалов проверки министерства здравоохранения. И президент республики прав. "Таттехмедфарм" сегодня может приобретать лекарственные средства дешевле, чем это делают ЦРБ. И если бы пропорции финансирования в прошлом году были соблюдены, то по ряду позиций нам бы удалось более эффективно и рачительно использовать выделяемые средства. По нынешнему году уже предполагается, что через ЦРБ пройдет 50 процентов средств. И есть вероятность, что это будет ощутимо, в том числе и по ценам.

- С прошлой недели в аптеки поступают телефонограммы из ГУП "Таттехмедфарм" с требованием увеличить заказы на препараты, реализуемые населению, пользующемуся льготами. И на вопрос о многих лекарствах льготники слышат от фармацевтов: "Пока нет". Так почему же аптеки заказывают меньше лекарств, чем в прошлом году?

- Действительно, мы даем регулярно такие указания, потому что озабочены ситуацией, заботимся постоянно о том, чтобы в наших аптеках был весь необходимый ассортимент лекарств для льготников, и волнуемся, если кто-то из фармацевтов заявляет, что необходимых лекарств пока нет. Нас будет это волновать, и мы будем настоятельно требовать всегда, чтобы аптеки заказывали необходимые лекарства в необходимом объеме. Что же касается снижения заказов по некоторым видам лекарств, то децентрализованный закуп позволяет аптекам частично самим пополнять необходимые запасы.

- По-прежнему ли вы готовы утверждать, что централизованное снабжение позволяет вам удешевлять оптовые закупки медикаментов для льготников? Если да, то почему цены на препараты для льготников на 10 - 50 процентов превышают цены на те же самые препараты, но закупленные аптеками у поставщиков, минуя "Таттехмедфарм", - и это несмотря на то, что розничные наценки у вас ниже, чем в частных аптеках (по публиковавшимся ранее данным, они составляют всего 15 процентов)?

- Вообще, в вопросе есть жесткое утверждение, что цены на препараты для льготников превышают якобы цены на те же самые препараты, но закупленные, минуя "Таттехмедфарм". Я не очень понимаю, кем закупленные. Если нашими аптеками, то тут ситуация очень простая. У нас существует единая ценовая политика. Централизованный закуп, как и децентрализованный, для льготных категорий населения идет через одни и те же компании-поставщики, и все это учитывается в общем объеме скидок. То есть когда наша аптека может осуществлять самостоятельно закуп лекарств дешевле, чем кто-либо, то это именно потому, что эта партия уже скоординирована нами и учитывается поставщиком в общей партии поставленного препарата. То есть на нее распространяется заметная скидка. В целом на розничном рынке разброс цен не превышает 3,5%. Потребителя вообще мало интересует наценка, его волнует розничная цена. Какие наценки применяют частные аптеки, мы не знаем и не узнаем. У нас же они строго ограничены правительством и контролируются.

- Чем объясняется большой разброс цен на одни и те же препараты в разных аптеках "Таттехмедфарма"?

- Это ситуация типовая для аптек не только нашей сети. Часто оказывается, что одновременно в аптеках находятся препараты разного периода закупки. Ранее приобретенные стоят несколько дешевле, а новые - уже дороже. Более того, аптеки производят самостоятельно децентрализованный закуп некоторых видов препаратов небольшими партиями. Этот механизм используется в тех случаях, если по каким-то причинам, возникшим на рынке, мы не успеваем своевременно закупить большие партии лекарств по более выгодной цене.

- Почему торговые наценки на льготные препараты вы возмещаете аптекам не деньгами, а товаром? Почему это происходит с запозданием на полгода-год, а то и больше?

- Очень смелое утверждение и выглядит почти как обвинение. Но есть один принципиальный момент. Мы никому ничего не возмещаем. Речь идет об аптеках единой сети. Мы им поставляем лекарства, а не продаем, и ни о каких возмещениях речи просто не может быть.

- Почему в аптеках почти не изготавливаются лекарственные формы, которые обходятся населению дешевле, чем аналогичные готовые? Есть ли в системе "Таттехмедфарма" аптеки, где готовят лекарства, есть ли для этого у вас достаточно квалифицированные специалисты?

- Для меня немного странно ваше утверждение, если учесть, что только в аптеках "Таттехмедфарма" и осуществляется изготовление лекарственных форм. И они действительно обходятся населению дешевле, потому что в данном случае потребитель оплачивает лишь часть всех затрат, а остальное предприятие покрывает за счет собственной прибыли. Кроме того, сейчас наметился рост этого производства и совсем недавно это направление нашей работы поддержал премьер-министр, посетивший ряд аптек. Аптеки занимаются экстемпоральным производством. И каждый, кто придет к нам, может это заказать. Ну а что касается специалистов, то их у нас более чем достаточно и их квалификация достойна доверия и уважения.

- Почему в ваших аптеках этот год начался с сокращения штатов? Почему в аптеках "Таттехмедфарма" в феврале "срезали" заработную плату - в то время как в других отраслях она заметно поднялась? Вы ведь прежде ставили себе в заслугу именно рост зарплаты фармацевтов, который якобы произошел вследствие реорганизации аптек.

- Отвечу кратко. Сокращения штатов не было. Зарплату не срезали. Хотя мы, как любое предприятие, постоянно работаем над оптимизацией собственных затрат. Приведу пример. В одном из городов республики у нас есть аптека, где работают 46 человек. У заведующей три заместителя, четыре бухгалтера и три кассира. Аптека с аналогичным оборотом в Казани имеет в штате не более 15 человек. У меня самого - один заместитель. Логика диктует, что в таких случаях надо соотносить штатное расписание с экономическими показателями. Сейчас мы просим заведующих аптеками дать свои предложения, которые позволят определить пути дальнейшего роста, рентабельности работы аптек, в том числе и через сокращение накладных расходов. Причем делаться это должно таким образом, чтобы сохранялся потенциал к росту заработной платы. О срезании же зарплаты не может быть и речи.

- С чем связан рост децентрализованного закупа в аптеках "Таттехмедфарма"? Какова сегодня доля децентрализованного закупа в их общем обороте? Можно ли считать управляемой систему снабжения лекарствами, охватывающую всю республику, если "Таттехмедфарму" постоянно приходится обращаться за кредитами, чтобы покрыть дефицит средств, образующийся в тот период, когда аптеки еще не успели "расторговаться", а потом повышать цены на лекарства, чтобы вернуть кредиты?

- На первую часть вопроса я уже ответил. Мы разрешили децентрализованный закуп, и я уже объяснил, когда мы используем этот механизм. Остановлюсь на кредитах. Вообще кредитование является нормальной и цивилизованной формой жизнедеятельности любого крупного и мелкого предприятия. Это общемировая форма привлечения на время необходимых для развития средств. Мы тоже бы прибегли, возможно, к этому, например, чтобы обновить и расширить свои производственные базы для самостоятельного изготовления лекарственных форм. Но в том-то и дело, что мы не можем взять кредиты и никогда их не брали, ведь в наследство от разрозненной сети госаптек нам достались колоссальные долги. И мы вынуждены сегодня из своей прибыли покрывать огромную кредиторскую задолженность большинства аптек. Мы закрывали и долги разрозненных госаптек перед льготниками, ведь уже не секрет, что многие средства попросту разбазаривались, не доходя до потребителя. Так что кредитов мы не берем хотя бы потому, что нам их никто сейчас не даст. Так же, как и не нужны они нам на покрытие дефицита средств, которого у нас нет. И, надо сказать, несмотря на это, мы, используя собственные ресурсы, обеспечиваем непрерывный отпуск льготникам необходимых медикаментов.

- Когда встает вопрос о том, существует ли монополия "Таттехмедфарма", вы подсчитываете фактическое число аптек и аптечных пунктов, входящих в ГУП "Таттехмедфарм", или учитываете только держателей генеральных лицензий? И насколько различаются эти две цифры?

- Прежде всего я бы хотел узнать разницу между генеральной лицензией и просто лицензией. В нашем деле таковой, насколько я знаю, не существует, и каждый аптечный пункт продажи имеет лицензию. А значит, никакой иной математики подсчета быть не может. Фактическое число аптек и аптечных пунктов полностью совпадает с числом выданных лицензий.

- В конце прошлого года в регионах России прошла операция МВД по проверке деятельности аптек - "Фармаколог". Были ли выявлены в ходе onepaции нарушения в аптеках "Таттехмедфарма"? Сколько аптек "Таттехмедфарма" подверглось проверке?

- Хороший вопрос, но не ко мне, а к министерству внутренних дел. Насколько я знаю, они проверяли самые разные аптеки, в том числе и наши. Сколько, когда и какие - МВД нас не информировало. Судя по тому, что в результате к нам не было предъявлено никаких претензий правового характера, я понимаю, что серьезных нарушений выявлено не было.

- В своих выступлениях вы постоянно ставите себе в заслугу, что в аптеках "Таттехмедфарма" лекарства дешевле, их ассортимент шире и нет подделок. Первое не соответствует истине, второе недоказуемо - в разных аптеках ассортимент разный и он постоянно меняется. А третье невозможно гарантировать, ведь пока подделку выявят и придет информация о снятии того или иного препарата с продажи, вся партия нередко оказывается распроданной. В таком случае справедливо ли, что все бюджетные средства, выделяемые на закупку препаратов для льготников, идут через "Таттехмедфарм"?

- Во-первых, я ничего подобного никогда не утверждал. Я никогда ничего не ставлю себе в заслугу. Я констатирую факты. Лекарства в наших аптеках соответствуют сложившимся в среднем на рынке ценам. Демпинговать или безумно накручивать мы не собираемся. Мы - участники рынка и работаем по его правилам. Другое дело, что наличие такого игрока на рынке республики, как мы, оказывает свое влияние на сдерживание безудержного роста цен на лекарства, который имеет место во многих регионах России.

Проверить ассортимент в аптеках просто и доказуемо. Проверки ежемесячно осуществляют минздрав и РБК. Все акты передаются в правительство, и ситуация строго на контроле. Конечно, ассортимент в сельской аптеке и в аптеке на центральной улице Казани не может совпадать. Но есть планка, ниже которой мы никогда не допускаем падения ассортимента. На селе это примерно полторы тысячи наименований, что в два раза больше прежнего, а в Казани у нас уже есть аптеки с ассортиментом более пяти с половиной тысяч наименований. Это уровень крупной московской аптеки.

Проблема же подделок - вопрос глобальный. Сегодня подделки есть на всех видах рынка, в том числе и на фармацевтическом. Другое дело, что мы стараемся, как любой добросовестный участник рынка, выстроить надежную систему защиты. У нас есть такие возможности. Мы долго и серьезно изучаем любого поставщика и его репутацию. Кроме того, работая большими объемами с крупными и известными поставщиками, мы тем самым как бы дополнительно гарантированы от несолидных поставщиков-однодневок. Известные и крупные компании не меньше нашего озабочены проблемой подделок и пытаются от них защититься. Здесь очень важно взаимодействие и с другими структурами, своими способами борющимися с подделками, в том числе и с силовыми. Это огромная и острая проблема, в сложности и важности которой мы отдаем себе отчет.

Ну и, кстати, очень часто те самые сверхдешевые лекарства, что всплывают в розничной сети и о которых потом с восторгом пишут иные наши критики, и являются подделками. Ведь даже если кто-то приобретает чуть дешевле товар, он имеет за счет этого возможность не демпинговать на рынке. Так себя никто никогда не ведет. Он просто за счет наценок доводит розничную цену до среднерыночной и увеличивает свою прибыль. Явно дешевое - это один из характерных признаков фальшивки.

- И, последнее, господин Маргулис. В аптеках "Таттехмедфарма" рядом лежат препараты, закупленные децентрализованно и аналогичные - через вашу структуру. Первые дешевле вторых, но льготники получают только вторые. Не кажется ли вам, что бюджетные деньги при этом расходуются крайне неэффективно? Ведь в натуральном выражении льготники получают лекарств меньше, чем могли бы при иной системе поставок.

- Это голословное утверждение, что закупленные децентрализованно и централизованно одни и те же лекарства стоят по-разному. Причем их некто сортирует и дорогие специально отдает льготникам. Тем самым в натуральном выражении людей обирают. Похоже на страшную сказку. На самом же деле цены на препараты, закупленные децентрализованно и централизованно, находятся примерно на одном уровне, т.к. применяются одни и те же наценки.

 

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
26 апреля 2002, пятница
Все статьи номера:
« предыдущий№ 75(2390)следующий »

Горячие материалы
Инна СЕРОВА
 
Инна СЕРОВА

Политика
Рустам ВАФИН

Медицина
 

Правоохранение и криминал
 
 

Образование
 

Культура
 
 

Городские новости
 
"Мы - участники рынка и работаем по его правилам"
 

Спорт
Сергей КОЗИН
Алексей БЕЛОВ
 

Пресс-коктейль
 
 
 
 
 
 
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 

Социальные проблемы
 
Ольга МАЧНЕВА
Валентина ПАХОМОВА
Юлия АНДРЕЕВА

« предыдущий№ 75(2390)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет