Народ безмолвствует.
Да здравствует народ!

Сергей Хохлов



№ 118 (3060)
26 июля 2005, вторник
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура26.07.2005
Люди нашего города
Как ученик Товстоногова жил в Казани с рыбками

С восьмидесятилетним юбилеем будут поздравлять кинорежиссера Виктора Беспалова 12 августа на Казанской студии кинохроники. Без пафосных речей - в узком кругу друзей и близких...

Кино он был увлечен с детства. Сначала мечтал о профессии актера и в драмкружке занимался вместе с будущей знаменитостью - Инной Макаровой. Но уже в 15 лет понял, что режиссура ему ближе. С первой зарплаты купил киноаппарат, к которому прилагались первая и последняя части фильма "Петр Первый" и монтажный станок.

- Пленка была рваная, - вспоминает Виктор Иванович. - И я склеивал ее по кусочкам. Увлеченно восстанавливал знаменитый фильм по памяти. И в конце концов "создал" свою версию "Петра Первого"...

Прежде чем получить профессию режиссера, он закончил исторический факультет Новосибирского пединститута. Работал учителем, написал диссертацию, но защищать ее не стал: узнав, что объявлен прием на высшие режиссерские курсы в ГИТИС, бросил все и поехал в Москву.

Два года в ГИТИСе стали для Беспалова лучшими "режиссерскими университетами": он тесно общался с Николаем Охлопковым, Георгием Товстоноговым, Николаем Акимовым, Игорем Владимировым... Однако не театр - кино манило Беспалова. Он был уже главным режиссером Новосибирской студии телевидения, когда получил приглашение на работу в Казань.

На Казанскую студию телевидения Беспалова пригласили в 1970 году. Здесь искали беспристрастного профессионала, который бы сумел снять пятую серию документальной киноленты "Советский Татарстан" - про "сегодняшний день", про здравствующих героев республики во главе с первым секретарем обкома КПСС Фикрятом Табеевым. У Виктора Ивановича это получилось...

- Меня здесь прекрасно приняли, - вспоминает Виктор Иванович. - И коллектив был замечательный! Так что сразу после "пробной" работы - "Советский Татарстан" - решил остаться здесь. Жил сначала на студии - с рыбками, как про меня говорили, то есть в комнате с аквариумом. Но работа так увлекала, что на бытовые неудобства я и внимания не обращал!

Он на одном дыхании снял три документальных фильма, которые входят сегодня в "золотую серию" Казанской студии телевидения: это "Татарские гармошки" (о гармонисте-виртуозе Гали Джемниханове), "Кырлай" (о родине Габдуллы Тукая) и "Музыка Назиба Жиганова". В 1978 году Беспалов был удостоен за эти работы Государственной премии ТАССР.

На первый взгляд кажется, что эти фильмы абсолютно бесконфликтны, а режиссер уже никогда не выйдет за рамки удобного амплуа "певец солнечной Татарии". Но только на первый взгляд. В фильме "Кырлай", например, труппа казанского балета (впервые в истории кино) исполняет фрагменты из спектакля "Шурале" не на сцене и не в студии - в настоящем лесу! Даже сегодня редкий танцовщик не назовет затею Беспалова опасной.

- Просто я сумел увлечь идеей балетмейстера Дину Арипову, с которой мы потом вместе разрабатывали специальные потайные, невидимые в кадре сценические устройства: танцовщикам было удобно, а главное - безопасно танцевать, - вспоминает Виктор Иванович.

В историю казанского документального кино Беспалов вошел и как создатель фильмов о рабочих КамАЗа. Правда, после кинокартины "Кто смеется последним", которая в 1986 году на фестивале в Орджоникидзе заняла первое место по результатам зрительского голосования, Виктору Ивановичу и его группе запретили вход на этот завод. "Кто смеется последним" был сделан в традициях сатирического тележурнала "Фитиль", только все роли в документальной истории играли не актеры, а рабочие КамАЗа.

С героями всех своих фильмов Виктор Иванович дружил и дружит. Среди них очень много музыкантов - Рэм Урасин, Марина Сухаренко, Ренат Ибрагимов... Одна из его последних и, на мой взгляд, лучших, работ тоже посвящена музыканту, Салиху Сайдашеву. Правда, этот фильм - "Мон" ("Мелодия души") - видели целиком лишь избранные. В 1990 году "цензоры" сделали все возможное, чтобы запретить эту картину, где уникальные откровения современников Сайдашева - Галии Кайбицкой, Амирхана Еники, Марселя Салимжанова - якобы оскорбляют светлое имя выдающегося татарского композитора.

Особенно оскорбительным они посчитали воспоминание Амирхана Еники, который в фильме Беспалова рассказал о последнем путешествии Сайдашева: его тело везли в гробу из Москвы в Казань на поезде, в багажном отделении. И оценили - как груз - в 17 рублей...

- Меня настоятельно просили вырезать этот фрагмент, - говорит Беспалов. - Но я отказался наотрез. Я и сейчас уверен, что сделал правильно...

Айсылу КАДЫРОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
26 июля 2005, вторник
Все статьи номера:
« предыдущий№ 118 (3060)следующий »

Медицина
Инна СЕРОВА

Правоохранение и криминал
 
Елена МЕЛЬНИК

Образование
 
Ольга МАЧНЕВА

Культура
 
Как ученик Товстоногова жил в Казани с рыбками
Айсылу КАДЫРОВА
 

Городские новости
 
 
 
 

Спорт
 
 

Пресс-коктейль
 

Проблемы экологии
Валентина ПАХОМОВА

Социальные проблемы
Валентина ПАХОМОВА

На правах рекламы
 

Авто / Мото
Инна СЕРОВА

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 118 (3060)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет