Общественное мнение - это мнение тех, чьего мнения обычно не спрашивают. ...



№ 176 (2491)
26 октября 2002, суббота
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура26.10.2002
Театральная жизнь
"Не аплодируйте слишком громко - этот мир слишком стар"

Игры, в которые играют с актером

"Вы не понимаете этого унижения - быть лишенным единственной вещи, которая делает эту жизнь выносимой, - сознания, что кто-то смотрит... Мы - актеры, мы - нечто обратное людям!.. Мы отказались от самих себя, как требует наша профессия, - уравновесив это дело мыслью, что кто-то нас смотрит", - говорит Актер в новом спектакле тюзовцев "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" по одноименной пьесе Тома Стоппарда. Эффект потрясающий: когда актер играет роль Актера - это больше, чем исповедь. И секрет не столько в парадоксальном тексте пьесы, сколько в личности исполнителя этой роли - заслуженного артиста Татарстана Сергея Мосейко. Скрытный в жизни, он, пожалуй, лишь в этом спектакле откровенно рассказывает о себе. Разумеется, не все, но самую суть.

В беседе он ловко уходит от личных вопросов, будто давая понять: чтобы узнать и понять, какой он, надо видеть его на сцене. Убежденность, что подробности жизни вне театра не должны разглашаться, у него просто железная. Поэтому я предложила ведущему актеру тюза сыграть в ассоциации. Мы выбрали для этой игры его имя - Сергей, разложили его по буквам. И вот что из этого получилось.

- Итак, первая буква - "С"...

- С этой буквой ассоциируюсь я сам - Сергей. Ну а я - актер, как все знают. После окончания Казанского театрального училища меня пригласили в тюз, тогда главрежем был Леонид Верзуб. Одним из главных его достоинств было то, что он сразу давал молодому актеру ведущую роль в спектакле, а потом уже смотрел - плаваешь ты, не плаваешь, насколько можно тебе доверять. А первая моя роль - это мой первый, оглушительный провал. Играл кибернетика-радиста в спектакле по произведению фантастов Стругацких "Малыш". Фантастику вообще сложно в театре ставить. Этот спектакль мы сыграли раз пять. По-моему, как-то не пошел он у нас... Я так переживал, что хотел даже уйти из театра. Удержал меня Верзуб, он опять дал мне ведущую роль - Рыжего в спектакле "Остров" по пьесе Акопова. Это был мой первый успех. А еще на букву "С" начинается фамилия драматурга Тома Стоппарда. Удивительно, что мне довелось сыграть в его "Розенкранце...", это просто мечта моя сбылась. Люблю этого драматурга.

- Буква "Е"...

- Эта буква внятно звучит в названии одного особенного для меня спектакля по произведению Достоевского - "Неточка Незванова". В начале девяностых это был международный проект: мы ставили этот спектакль с голландцами. Репетиции и показы проходили и в России, и в Королевстве Нидерландов. С русскими актерами работал экс-режиссер Казанского тюза Борис Цейтлин. Это было в тот самый момент, когда я и часть наших актеров уехали вместе с Цейтлиным после пожара театра из Казани в Челябинск. А идея международного проекта родилась в Москве, когда наша "Буря" "взяла" "Золотую маску". В "Неточке..." я играл мистического Итальянца, он был у меня дьяволом-искусителем... Интересный был спектакль: сцены на русском, которые играли наши актеры, чередовались с повтором этих сцен на голландском, которые играли наши иностранные коллеги. Но это не было точным копированием: мы по-разному играли, как бы демонстрировали каждый свои школы и свою трактовку Достоевского. Премьера была в Москве, потом в Голландии гастролировали...

- Пришел черед богатой на театральные ассоциации букве "Р"...

- Ну, она ассоциируется со словом "режиссер". Мне на них, можно сказать, везло. Интересно было работать с Борисом Цейтлиным - жестким, непредсказуемым, бесстрашным. Цейтлин научил меня доверять фантазиям, то есть, готовя роль и что-то по ходу придумывая, ни в коем случае не прислушиваться к возникающему сомнению, что это невозможно. С ним я, как и все в труппе, работал запоем: по 26, 27 спектаклей в месяц играл. Каждый день репетиции... Мощный отрезок жизни. Это ведь его спектакли в восьмидесятые славили театральную Казань на всю Россию - "Погром" получил Госпремию России, "Буря" - "Золотую маску". Я был занят практически во всех его спектаклях.

- На букву "Р" начинается и слово "розыгрыш". Вы любите розыгрыши?

- Люблю. Сам редко кого разыгрываю, да и меня нелегко разыграть - не раскалываюсь я. А что такое расколоться? Засмеяться в неположенный момент и благодаря профессиональным навыкам тут же превратить смех в слезы. Помню, в "Аленьком цветочке" играли сцену "Бой с противником на шпагах". Она была отрепетирована до автоматизма, мы фехтовали просто блестяще. И однажды мой партнер - Михаил Барон - так вошел в раж, что не смог в нужный момент остановиться и со всей силы ударил меня шпагой по плечу. Боль - невыносимая, у меня рука отниматься начала, и я уже никак не мог, как полагалось по сюжету, добить его до смерти. Мишка же меня долбанул и, тут же осознав, что он сделал, громко произнес: "Ой, извини, Сереж!". Я просто тихо зарыдал, давя в себе смех. Это видеть надо было, как он потом выкручивался и убивал себя сам...

- Я думаю, что с буквой "Р" ассоциируется у вас и актриса Роза Хайруллина?

- Замечательная актриса, лауреат Госпремии России. Бывшая моя жена. Но это - личное.

- Хорошо. Тогда - буква "Г".

- Георгий Зурабович Цхвирава, наш новый главный режиссер. Можно сказать, "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" - первая в нашем театре его серьезная работа. Мне было безумно интересно работать над этим спектаклем с Цхвиравой. Кажется, нам удалось найти общий язык. Рад не только этому - еще и тому, что ему удается возвращать в наш театр умных зрителей. У нас замечательная труппа, кстати. Нет людей со звездными выкрутасами, и Георгий Зурабович гармонично влился в наш коллектив. А звездность я не люблю. Как правило, это плохие актеры "звездят" - с нерастраченным на сцене пылом начинают разыгрывать драматургию конфликта в жизни...

- Снова буква "Е"...

- Сложная какая буква! Слов на нее - множество, а вот ассоциаций... Опять-таки она внятно звучит в реплике моего героя в пьесе Стоппарда: "Не аплодируйте слишком громко - этот мир слишком стар". Я не люблю все то, что громко - конфликтов, сенсаций... Мирный я и спокойный. У друга моего лучшего можете спросить - актера Михаила Меркушина, он подтвердит.

- И последняя ассоциация - на букву "Й"...

- Может, хватит уже? Давайте остановимся, пусть это будет не "и краткое", а просто "и". То есть - "и" и многоточие, продолжение следует, говоря коротко...

Фото Олега КОСОВА.

Айсылу КАДЫРОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
26 октября 2002, суббота
Все статьи номера:
« предыдущий№ 176 (2491)следующий »

Экономика и цены
(Информагентство АК&М.)

Медицина
Ольга МАЧНЕВА
 

Правоохранение и криминал
 

Культура
 
"Не аплодируйте слишком громко - этот мир слишком стар"
Айсылу КАДЫРОВА
 
 
 

Городские новости
 
Ольга МАЧНЕВА
Марьям АРСЛАНОВА
Валентина ВИТАЛЬЕВА
 
 

Спорт
Сергей КОЗИН
 

Пресс-коктейль
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 

Социальные проблемы
 
Марина ЮДКЕВИЧ

Субботний репортаж
Инна СЕРОВА

На правах рекламы
 
 

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 176 (2491)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет