По данным `Вечерней Казани`, 30% читателей посылают власти на ..., 30 к ... . Еще 30 по ...



№ 107 (2422)
27 июня 2002, четверг
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Экономика и цены27.06.2002
Татспиртпром без комплексов?
Шайхутдинов хочет нести свой чемодан

В понедельник на закрытое совещание в кабмине, где рассматривали концепцию стратегического развития спиртовой и ликеро-водочной промышленности на 2002 - 2004 гг., гендиректор Татспиртпрома Рашит Шайхутдинов пришел со своим коронным чемоданчиком. В нем был "компромат" на руководство районов, на территориях которых не растет реализация татарстанской водки.

А обычно в этом чемодане бывают вещдоки - флаконы со спиртосодержащими жидкостями для чистки стекол и ращения волос. Они, вместе с "левой" водкой, по оценкам Татспиртпрома, завоевали чуть не половину татарстанского рынка - ибо дешевы. И хоть ты сельского потребителя за шиворот волоки в магазин "Арыш мае", он не раскошелится на бутылку стоимостью в десятую часть его месячного денежного дохода.

Водка есть то, что вы о ней думаете

Эту пропащую для Татспиртпрома аудиторию учитывать не будем - хотя, по данным Госалкогольинспекции, она охватывает не более 15 процентов рынка. И вот еще интересные цифры. Легальная продажа водки в Татарстане за последнее время выросла на 5 процентов. Нелегальная, значит, сократилась. Но - внимание! - сократилась на 1 процент, по данным той же инспекции, и реализация изделий ТСП.

Получается, милиция боролась с суррогатами и подделками, расчищала водочный рынок для Татспиртпрома... А король рынка - потребитель выбрал привозные изделия его конкурентов. Почему? На вкус они, что ли, намного лучше?

По мнению экспертов-производственников, вся "правильно" изготовленная водка без добавок примерно одинакова! Вкусовые нюансы обычно различают разве что профессиональные дегустаторы, а похмелье или отсутствие оного зависит почти исключительно от принятой дозы. Поэтому потребитель, как бы он сам ни считал, на самом деле выбирает не сорт, а брэнд - то есть то, что именно с этим товаром ассоциируется. Выражение "раскрученный брэнд" означает, что потребитель данный продукт знает, и знает как качественный. Поэтому и голосует за него рублем.

А поскольку водочный рынок Татарстана все-таки в большой степени насыщен, раскручивать наши брэнды следовало за его пределами. До сих пор успехи ТСП в этом направлении не ощутимы. Между тем в его пользу был протекционизм местной власти, всегда поддерживавшей монополиста как морально, так и материально. Однако за пять лет существования Татспиртпром так и не смог воспользоваться этим преимуществом для выхода на всероссийский рынок с чемоданом, наполненным чем-нибудь посерьезнее "компромата". Как не вспомнить Кота Матроскина с его бессмертным: "Деньги у нас есть - у нас ума не хватает"!

По-видимому, монополизм приводит к импотенции. Мышцы зарастают жиром, кровь бежит медленнее, с ленцой...

Либо больше - либо лучше

Похоже, что представленная на закрытом совещании концепция развития отрасли сводится к пресловутому поглощению холдингом "Татспиртпром" его номинально самостоятельных "дочек" - спиртово-водочных заводов Татарстана. Плюсы очевидны: налоговая нагрузка станет легче и легче станет гасить убыточность дорогих сортов за счет прибылей от самых дешевых. Но проблемы реализации водки за пределами республики при отсутствии раскрученного брэнда это не снимет...

В списке производимых ТСП водок я насчитала 59 наименований, а всего более 100 ликеро-водочных изделий и вин. Кому, кроме дегустаторов с выставок, известны в России эти сорта?.. Но вместо того чтобы сосредоточить все усилия на раскрутке 3 - 4 самых успешных, холдинг с гордостью рапортовал, что за последние два года запустил в производство десяток новых сортов. А смысл?.. Правда, теперь ТСП намерен снять с производства около 60 наименований.

"Уровень загрузки производственных мощностей на заводах объединения значительно выше, чем в среднем по России, - говорится в справке, предоставленной "ВК", - за 5 месяцев 2002 года коэффициент загрузки мощностей по производству спирта составил 88,4 процента, а на российских предприятиях - в среднем 50. Коэффициент загрузки мощностей по производству водки и ликеро-водочной продукции за 5 месяцев составил 51,9 процента, по России - 29. Увеличили отгрузку алкогольной продукции на внутренний рынок республики более чем на 16,4 процента, а отгрузку в регионы РФ - в 1,9 раза".

Такие объемы - и такие проблемы!.. Татспиртпром содержит спорткомплекс "Усадский", автодром "Высокая Гора", конный племенной завод, ипподром, спортивную конную школу для детей, музей коневодства, а также ресторан "Золотая подкова". Татспиртпром по случаю прикупил и банк. "Аверс" был в очень неважном состоянии, но ТСП и его "поправил"...

Но кто бы поправил сам Татспиртпром...

Only vodka from Russia...

И вот в понедельник такой человек появился. Москвич Андрей Шаповальянц, хорошо известный у нас по КамАЗу, теперешний гендиректор ООО "Центр реструктуризации и развития предприятий", представил экспертный отзыв на концепцию развития Татспиртпрома.

То, что говорит г-н Шаповальянц, разумно. Само по себе административное преобразование многих предприятий в одного монстра не сделает этого монстра более адаптированным к рынку. От "сопутствующих комплексов" (конных и спортивных) надо избавляться. И раскрутить 100 брэндов не под силу даже "Coca-cola", поэтому предложение центра Татспиртпрому наладить на своих мощностях выпуск известной российской водки выглядит безрисковым...

Но... 3 - 4 местные хорошо раскрученные (не в "дворовой" квалификационной группе, а в российском масштабе) марки вытянут, пожалуй, и предприятие в размерах "объединенного Татспиртпрома". Но нужен ли такой конкурент крупным игрокам российского рынка?

Возможен ли в принципе такой взлет провинциального предприятия? Пример провинциалов "Родника" и "Флагмана" это блестяще подтверждает. Наши тоже имели такую возможность. Да взять хоть чистопольскую водку, известную, говорят, в 70-е под неофициальным наименованием "Слеза диссидента". Что говорит имя "Гимаевская" сердцу платежеспособного россиянина?.. А сколь много сказал бы брэнд "Слеза диссидента" - да в нынешние смутные времена!.. Идею дарю.

Конечно, власть республики, лишенной налоговых привилегий и возможности устанавливать препятствия свободному передвижению товаров, уже не сможет сильно поддержать Татспиртпром. Но пока водочный рынок России еще имеет дополнительную емкость - Татспиртпром имеет надежду на собственные силы...

Предположим, что Татспиртпром действительно воспользуется какой-нибудь оригинальной идеей, прикроет лавочку по тиражированию десятков никому ни о чем не говорящих наименований водки и бросит все силы на раскрутку десятка перспективных брэндов. Для этого потребуется, очевидно, масштабная смена руководящей команды... И все же: если такой рывок все-таки произошел бы - это стало бы неприятным сюрпризом для крупных игроков российского водочного рынка!

Может статься, именно это обстоятельство каким-то образом повлияло на рекомендации "комиссии Шаповальянца". Если Татспиртпром купит право производить "Юрий Долгорукий" (кристалловский брэнд) и "Русский стандарт" (собственность питерского ЛИВИЗа) и сосредоточится на этом - из потенциального конкурента российских компаний он превратится в сателлита. Вот, получается, ради чего поддерживали и стимулировали Татспиртпром власти республики долгих пять лет...

Говорят, что направление проекта на отзыв в центр - нормальный шаг правительства, желающего услышать по сложному вопросу мнение сторонних экспертов. И все же - почему вообще возник Шаповальянц, ведь до сих пор немало проектов утверждалось без подобных деликатностей? Неужели на местном высоком уровне никто не решается своим именем подписать отказ Рашиту Шайхутдинову? Или, может быть, связи представителей высшего эшелона республиканской власти с московскими финансово-промышленными группами - никакой не миф?..

Словом, вполне возможно, что пророческим окажется девиз на интернет-сайте Татспиртпрома: only vodka from Russia is the genuine Russian vodka ("Настоящая русская водка" - только водка из России"). Кстати, один из заводов Татарстана, относительно независимый от Татспиртпрома, - Альметьевский ЛВЗ уже выпускает водку тульских марок "Левша" и "Россия" и ведет переговоры о подобном с "Кристаллом" и "Родником". Директор завода Сергей Ипатьев утверждает, что со сбытом у него проблем нет.

И у Татспиртпрома, возможно, другого выхода нет. Об этом говорит обмен репликами на том закрытом совещании. Рустам Минниханов: "С удовольствием приму твою программу, если ты мне обещаешь, что полностью загрузишь все мощности и будешь полностью платить налоги и акцизы". Рашит Шайхутдинов: "Вы меня хотите под удар поставить?..".

Марина ЮДКЕВИЧ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
27 июня 2002, четверг
Все статьи номера:
« предыдущий№ 107 (2422)следующий »

Горячие материалы
Айсылу КАДЫРОВА
 
 

Экономика и цены
Шайхутдинов хочет нести свой чемодан
Марина ЮДКЕВИЧ

Медицина
Ольга ЮХНОВСКАЯ

Правоохранение и криминал
Никита ОЛЕЙНИКОВ
 

Городские новости
Рустам ВАФИН
 
 
 

Спорт
 

Пресс-коктейль
 

Проблемы экологии
 

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 107 (2422)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет