| Горячие материалы | 27.06.2006 |
Без вина виноватые
Меньше, хуже, дороже, или Запасайся, кто может
Участники российского алкогольного рынка уже успели переиначить олимпийский девиз "Выше, дальше, сильнее" относительно ситуации, которая сложится на этом рынке с 1 июля, - "Меньше, хуже, дороже". Импортных вин будет меньше, отечественные алкогольные напитки станут хуже, а подорожают и те, и другие. И эта ситуация не изменится по крайней мере до осени.
Многие казанцы заметили, что за последнюю неделю импортный алкоголь почти полностью исчез с прилавков магазинов. Вслед за молдавскими и грузинскими винами эта участь постигла французские, испанские, чилийские и итальянские вина, а из всего импортного коньяка кое-где еще остался армянский. Простой объезд магазинов показал, что нет существенных различий между международными, всероссийскими и чисто татарстанскими торговыми сетями. Что в "Патэрсоне", что в "Пятерочке", что в "Эдельвейсе", ситуация абсолютно идентичная. Причина этого давно известна, и особого секрета ни для кого не представляет: новые правила игры на отечественном алкогольном рынке, которые вступают в силу с "черной субботы", 1 июля 2006 года. И если до сегодняшнего дня у кого-то еще сохранялись иллюзии по поводу того, что "черной" эта суббота станет только для производителей и продавцов алкоголя, то теперь даже самые неисправимые оптимисты начинают понимать, что всем нам мало не покажется.
Не вдаваясь в технические подробности введения Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), в которой будет содержаться информация о каждой продаваемой в России бутылке с алкоголем, объявления вне закона старых акцизных марок и замены их новыми, а также ухода с этого рынка чепэшников, отметим главное. На рынке уменьшится конкуренция, следствием чего станет падение качества алкогольной продукции и рост цен на нее.
По данным Госалкогольинспекции РТ по состоянию на конец прошлой недели, заявления на переоформление розничных лицензий по новым правилам были поданы лишь по 42% из 8133 торговых точек, где сегодня торгуют вином и водкой. Иначе говоря, с 1 июля число магазинов, рюмочных и т. д., где будет легально отпускаться алкоголь, в республике сократится минимум вдвое. Соответственно, вдвое сократится и конкуренция среди розничных торговцев.
Пока представители налоговой и алкогольной инспекции пугают производителей и продавцов, что вся продукция, оклеенная старыми акцизными марками, с 1 июля будет объявлена вне закона, и, следовательно, следует подсуетиться с наклейкой новых марок, руки участников алкогольного рынка фактически до сих пор остаются связанными. Первоначально было объявлено, что импортеры смогут доклеивать новые марки на импортную продукцию прямо на оптовых складах. Однако, по словам председателя Алкогольной ассоциации Татарстана (ААТ) Александра Устинина, письмо Государственной налоговой службы (ГНС), определяющее этот порядок, было подписано лишь 8 июня.
- Считайте сами, до 30 июня, когда этот процесс должен быть завершен, оставалось всего три недели, - сказал он вчера корреспонденту "ВК". - За это время надо было успеть, во-первых, изъять продукцию из магазинов. Во-вторых, свезти ее на оптовые склады. В-третьих, провести полную инвентаризацию. В-четвертых, сообщить всю информацию импортеру. А он, в свою очередь, в-пятых, должен подать в Государственную таможенную службу (ГТС) заявку на определенное количество новых акцизных марок. Чтобы, получив, в-шестых, марки в ГНС, он мог, в-седьмых, поехать на оптовый склад и начать эти марки клеить. Разве можно было все это успеть за три недели? Конечно же, нет. Поэтому теперь вся импортная продукция отправляется непосредственно к импортеру, естественным следствием чего стали опустевшие прилавки магазинов.
По словам Устинина, весь импортный алкоголь должен попасть к импортеру не позже 30 июня (с отечественным алкоголем ситуация аналогичная, только там главным "филателистом" является производитель). А то, что не довезут до этого дня, будет признано нелегальной продукцией. Очевидно, что убытки оптовикам и импортерам придется поделить между собой. Процесс наклейки новых марок (с учетом длины всей технологической цепочки) займет никак не меньше месяца-двух, то есть до осени. Значит, импортного вина мы с вами этим летом не увидим. А до осени на рынке будут безраздельно господствовать 40-градусные "Гимаевские", просто "Хлебные" и "Хлебные дороги" татарстанского и российского производства. Впрочем, так называемые "Хванчкара" и "Киндзмараули" московского розлива, а равно и румынские вина, разливаемые Татспиртпромом, в казанских магазинах непременно останутся. Кстати, с начала лета они уже успели подорожать рублей на восемь.
Когда же импортеры заново промаркируют все, что им до 30 июня вернут оптовики, на рынке уже сложится принципиально новая ценовая ситуация. Если московская "Хванчкара" и казанский "Мурфатлар" уже сегодня подорожали, то и торговать по старым ценам настоящими французскими или чилийскими винами вряд ли кому-то придет в голову. К тому же производители, импортеры и оптовики просто вынуждены будут как-то компенсировать убытки, которые они уже понесли и еще понесут в результате введения на отечественном алкогольном рынке новых правил игры. Ну а розничные торговцы задерут цены по определению: чем меньше конкуренция, тем выше цены. Так что будем мы с вами этим летом без вина виноватые. А значит, запасайся, кто может!
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Евгений АКСЕНОВ
|