Наши дворы
совершенно безопасны,
опасны только
люди во дворах.



№ 188(2295)
27 ноября 2001, вторник
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Социальные проблемы27.11.2001
Группа риска
Сосед засунул в рот вибратор? Тут срочно нужен психиатр

Времена меняются, и так просто в психушку сейчас не попадешь

В Казани 484 человека, которых психиатры считают социально опасными, занесены в группу активного диспансерного наблюдения

Каждый раз, когда слышу вообще-то справедливые слова о необходимости защиты прав душевнобольных, я невольно думаю, а меня кто защитит? Просто становится не по себе, когда узнаешь, например, что в одной из клиник работает хирург, а в детских яслях воспитатель с некоторыми, так сказать, отклонениями.

Я убью, и мне ничего не будет!

А вот это полный бред. Если кто-то из ваших знакомых бравирует справкой из "психушки", знайте, что она - не индульгенция. Любого шизофреника, параноика и т.п. суд может признать больным, но вменяемым и отмерить наказание на полную катушку. Поясню на примере гнусно прославленного казанского каннибала Алексея Суклетина. Приготовив котлеты из семи своих любовниц (на допросах все сокрушался, что менты отобрали у него полведра топленого человеческого сала), маньяк прекрасно отдавал себе отчет в том, что делает. Он же не насаживал головы на частокол, не размазывал кровь по стенам и не приглашал знакомых полюбоваться картинами, а наоборот, тщательно скрывал следы своего людоедства. Значит, догадывался, что за это по головке не погладят. Эксперты не ошиблись, Суклетин до последнего осознавал, что с ним происходит, и на вопрос охранника о наличии "колюще-режущих предметов" в камере отвечал: "А зачем, меня государство бесплатно расстреляет".

В принципе, если вы считаете, что кто-то, например, ваш сосед, на почве психического расстройства способен причинить вред, можете написать заявление на имя главного психиатра городского управления здравоохранения Владислава Евплова. По своей сути должность Владислава Александровича является прокурорской. Именно он призван надзирать в Казани за четким исполнением закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", подписанного еще в 1992 году Борисом Ельциным. Случись что, с него и спрос, мигом создадут комиссию и разберут происшествие "по косточкам". Поэтому к вашему заявлению отнесутся внимательно. Не исключено, что, заручившись судебным решением, в один из дней в дверь "нехорошей" квартиры постучит человек в белом халате и обязательно громко представится: "Это психиатр, откройте". При необходимости он получит милицейское сопровождение.

Сразу охолону кляузников. Если после обследования никаких отклонений от нормы у вашего соседа не обнаружится, будьте готовы ответить за поклеп. Местная история уже знает случаи, когда клеветники (а кто вы еще после этого) выплачивали многотысячные компенсации "за моральный ущерб".

Чем острее, тем быстрее

..."Бери нож и спасайся, бери нож и спасайся",- "космический" голос не умолкал, а сопротивляться ему не было сил. Вакулов (фамилия изменена) быстро оделся и вышел на темную улицу. Кем ему показалась совершенно незнакомая женщина - не знаю, но после оперативники насчитали на ее теле свыше десятка ран. Дважды судимый Вакулов (плохо с головой у него стало после отсидки), шизофреник с солидным стажем, госпитализировался целых 23 раза! И только в последнем случае ему "повезло". Даже студент-медик знает: чем острее у психбольного протекает приступ, тем быстрее наступает выздоровление. Слабое, конечно, утешение для той несчастной женщины.

Вообще "голоса" - это самое страшное, что может постигнуть больных, ибо противостоять наваждению они не способны. Сказано: "Мой руки", будут мыть пока до костей не сотрут. И тут без насильной помощи не обойтись. "Контактера" могут даже "закрыть" в заведении с мрачной аббревиатурой ПБСТИН (психиатрическая больница специального типа с интенсивным наблюдением). Там, несмотря на охрану и решетки, - не тюрьма и определенных сроков нет. Раз в полгода соберутся врачи-специалисты на консилиум, и если хоть кто-то из них сомневается в полном выздоровлении пациента, милости просим обратно. В казанской психиатрической больнице есть люди, которые непрерывно лечатся уже не один десяток лет. Впрочем, далеко не всегда путь домой растягивается на долгие годы. Вчерашние "сумасшедшие" вполне могут вернуться к нормальной жизни. Но не все...

Не дай им Бог сойти с ума

То, что человек лежал в "психушке", - еще не повод для пожизненного клейма, но и гарантии его полного выздоровления не сможет дать никто. Психиатры всячески стремятся вернуть бывшего пациента в общество, не спрашивая согласия последнего. Помните того хирурга, о котором говорилось в преамбуле? А что если в полнолуние у него в мозгах произойдет "короткое замыкание", а в руках окажется скальпель?

- Сам факт заболевания - не повод для увольнения, - считает Владислав Евплов. - Существует строго ограниченный законом перечень профессий, которыми не способны заниматься люди с психическими расстройствами. В основном это работа, связанная с оружием и скоростью (водители, летчики, военные и т.д.).

- Хирург, значит, может быть немного того...

- Ваши предложения?

Пришлось заткнуться.

Бомбы замедленного действия?

Они вроде условно осужденных и досрочно освобожденных - все время "за стеклом". Раз не явился в диспансерное отделение для специальной отметки, врач спешит к прогульщику "в гости". Не застанет дома, милиция немедленно объявит в розыск. Они - это группа активного диспансерного наблюдения. Раньше их медицинские карты пересекала зловещая красная полоса (в "нормальных" тюрьмах подобный знак ставят склонным к побегу и нападению на конвой). Потом метку отменили, сочтя ее наследием "карательной" психиатрии, и чтобы лишний раз не нервировать и без того беспокойного пациента.

Право попасть на учет надо "заслужить". К примеру, отличаться особой агрессивностью поведения, страдать тяжелой формой мании преследования и т. д. Или иметь в послужном списке судимость. В Казани число психически больных людей "под активным наблюдением", начиная с 1996 года, потихоньку растет. Хотя из этой группы есть и обратный путь, если врачи посчитают, что "клиент" достаточно вразумлен.

Вместо эпилога

И все же, насколько опасны для общества эти самые потенциально опасные душевнобольные? Судите сами. Во-первых, за весь прошлый год ими на "нервной почве" в Казани было совершено всего 13 правонарушений (вроде кражи булки с прилавка). Что, согласитесь, отнюдь не делает криминальной погоды. А во-вторых, самые кровавые российские маньяки ХХ столетия - Ионесян, Чикатило, Китаев, Суклетин, Сливко, Цюман, Головкин - никогда не состояли на спецучете...

Михаил СИНЕЛЬНИКОВ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
27 ноября 2001, вторник
Все статьи номера:
« предыдущий№ 188(2295)следующий »

Горячие материалы
Алексей УГАРОВ

Экономика и цены
Марина ЮДКЕВИЧ

Правоохранение и криминал
Юлия АНДРЕЕВА

Культура
 
 

Городские новости
Ольга МАЧНЕВА
 
Валентина ПАХОМОВА
 

Спорт
 
 
Сергей КОЗИН

Пресс-коктейль
 
 
 
 
 
 
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 
("Вокруг смеха".)

Социальные проблемы
Сосед засунул в рот вибратор? Тут срочно нужен психиатр
Михаил СИНЕЛЬНИКОВ
 

« предыдущий№ 188(2295)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет