| Культура | 28.03.2001 |
Сами с усами
Смотрим в книгу - видим сенсацию?
Русское книгопечатание зародилось в Казани - такую смелую гипотезу выдвинул наш земляк Евгений Григорьев. Для него, доцента технологического университета, изучение древних книг - хобби, а не профессия. И доводы Евгения Ивановича хотя и не бесспорны, но весьма основательны.
- Мне не нравится прилагательное "сенсационное" по отношению к моему предположению. Я предлагаю начать разговор с другого, действительно сенсационного открытия.
Два года назад в свет вышел Татарский энциклопедический словарь, где указано, что книгопечатание в Казани возникло в 1801 году с изданием татарской азбуки с молитвами. Однако уже почти 150 лет назад было известно: первая печатная книга появилась в нашем городе во второй половине ХVI столетия. Издание называлось "Служба Казанской иконе Божьей Матери". Но информация о том событии затерялась, и повторно эти - поистине ошеломляющие - сведения обнародовал в 1984 году сотрудник Института славяноведения и балканистики РАН, кандидат исторических наук Анатолий Турилов. (Он заново открыл саму книгу в Государственном историческом музее.) Турилов также указал, что шрифт "Службы" совпадает со шрифтом "Триоди цветной" - известного анонимного издания, которое появилось в середине 1550-х. А бумага "Службы" аналогична бумаге, на которой напечатан в 1564 году "Апостол" Ивана Федорова!
- Неужели никто до вас не обратил внимания на эти факты?
- Евгений Немировский доказал, что Иван Федоров обучался типографскому делу в анонимной типографии, которая, по мнению исследователя, располагалась в Москве. А заведующая археографической лабораторией истфака МГУ Ирина Поздеева и Анатолий Турилов так объяснили использование для печатания казанской "Службы" бумаги, аналогичной бумаге "Апостола". Мол, во второй половине 1560-х оборудование анонимной типографии (шрифт, бумагу и прочее) перевезли из Москвы в Казань, где оно простояло в бездействии почти 20 лет.
- А вы сомневаетесь, что "Апостол" Федорова печатали в Москве?
- Несмотря на общепринятое убеждение, прямого указания на местонахождение типографии в самой книге нет. Зато на одном из сохранившихся до наших дней экземпляров есть любопытная запись. Старец Варсонофий Замыцкой вложил "апостол печатной тетръ на бумазе въ Свиязскомъ городе в монастыре въ церков живоначальныя Троицы у чудотворецъ Сергея..." Трактовать фразу можно и так, что "Апостол" напечатали в Успенском монастыре Свияжска, после чего передали в соседний Троице-Сергиевский монастырь.
- Интересно, почему "Апостол" считается родоначальником отечественного книгопечатания, если упомянутая вами "Триодь цветная" датируется более ранними сроками?
- Потому что "Апостол" - первая книга, о которой доподлинно известно, кто ее печатал и когда. Но в период с 1553 по середину 1560-х были выпущены еще семь церковных книг: "Триодь постная", "Триодь цветная", два издания Псалтыри и три Евангелия. Кем, когда и где - точно не установлено, поэтому книги называют анонимными или безвыходными.
Кстати, с "Триодью цветной" связана почти детективная история. До поры до времени книга находилась в собрании известного библиофила Алексея Викторова. В конце ХIХ века коллекцию передали в московский Исторический музей, а "Триодь" при этом таинственно исчезла. Остались лишь фотокопии. И вдруг в 1987 году ленинградский археограф В. Бударагин получает от одного нижегородского старообрядца подарок: рукописный вариант "Триоди цветной" с вплетенными в нее листочками из пропавшего печатного издания! Каким образом страницы попали в рукопись - неизвестно.
- На что вы еще опирались, выдвигая гипотезу о приоритете Казани в развитии российского книгопечатания?
- Книгопечатание ведь зародилось не просто так. Война между Московским государством и Казанским ханством завершилась. Для объединения нового государства требуется идеология, которой становится православие. Происходит массовое добровольное крещение людей, возводятся церкви... В "Апостоле" напрямую говорится, что книгопечатание было заведено митрополитом Макарием и Иваном IV для вновь построенных церквей в Москве и, ПРЕЖДЕ всего, для Казани и окрестных городов. Думаю, типографию было выгоднее строить в тех краях, где потребность в книгах была наибольшей.
Следующее соображение подкрепляется документально. Опубликованы сведения, что архимандрит Свияжского монастыря Герман не позднее 1561 года продал московскому старцу Михаилу Сукину анонимное среднешрифтное Евангелие и подарил подмосковному Иосифо-Волоколамскому монастырю несколько безвыходных печатных книг. В тот же монастырь архиепископ Казанский Лаврентий не позднее 1572 года передал 12 печатных "Апостолов". Логично ли предполагать, что наши иерархи сначала получали книги из Москвы, а потом возвращали их назад? Естественнее было бы думать, что у свияжцев и казанцев была возможность самим печатать книги. По-моему, этот вопрос требует пристального изучения.
- Евгений Иванович, не кажется ли вам странным, что именно сейчас вдруг обнаружили и тысячелетний возраст Казани, и якобы оригинал Казанской иконы Божьей Матери, да еще и вы выступили со своей гипотезой?
- Я ничего не скрывал, не дожидался удобного момента. Как только что-то становилось мне известным, обращался и к специалистам, и в СМИ. Два года назад пытался заинтересовать своими соображениями научные учреждения, в том числе АН Татарстана, но, к сожалению, не удалось. Мечтаю, чтобы по истории книгопечатания собралась конференция всероссийского масштаба, и ученые обсудили накопившиеся факты.
Алия ЗИГАНШИНА
|