| Политика | 28.03.2009 |
Смотрите, кто пришел
В команде правительства РТ появился боксер
Вчера в КГУ главе корпорации "Роснанотех" Анатолию Чубайсу представили последние разработки ученых Татарстана. В частности - новый химический аккумулятор, который в 1,5 раза мощнее аналогов и позволяет завести грузовик даже при температуре минус 40 градусов. Руководителем этого проекта является профессор КГУ доктор физико-математических наук Альберт Гильмутдинов - тот самый, что на днях возглавил Министерство образования и науки РТ.
Говорят, что человечество по отношению к миру делится на физиков и лириков, так вот Альберт Гильмутдинов - физик. Причем известный далеко за пределами России: автора 200 научных работ и 14 патентов на изобретения, включая патенты США и Евросоюза, Биографический центр Кембриджа включил в справочник "2000 выдающихся ученых XX столетия". Гильмутдинов четырежды становился лауреатом премии Сороса, но самой почетной для себя считает медаль имени Йохануса Маркуса Марси - это международная награда за заслуги в области спектроскопии.
О себе и планах развития системы образования Татарстана новый министр рассказал в интервью корреспонденту "ВК" за чашкой зеленого чая.
- Есть мнение, что наше скоростное время требует от профессионала повышать свое образование каждый день. А чему вы научились за последнее время?
- Год назад получил сертификат менеджера в области инновационных технологий, закончив обучение в Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Кроме того, в свои 52 года я научился печатать вслепую. Освоил десятипальцевый метод. Кстати, это станет одной из "фишек", которую мы предложим детям. Я сам, будучи заместителем министра (в 2007 - 2008 годах. - И.П.), по четыре часа в день печатал как мог: двумя, тремя, четырьмя пальцами.
Сейчас ту же самую работу я могу делать за час! Представляете, сколько десятков тысяч людей занимаются тем же, и, если перемножить сэкономленное время на стоимость оплаты труда одного человека, можно получить ежегодную экономию в миллиарды рублей! И все лишь благодаря "слепой" печати. Мои коллеги-американцы говорят, что эта технология - самое ценное, что дала им школа. Так надо дать такую возможность и нашим детям - всю жизнь будут говорить "спасибо" и тратить сэкономленное время на более творческие дела, а не рутину.
- Почему же вы в свое время ушли с поста заместителя министра?
- В министерстве передо мной стояли две задачи: проблема высшего образования и знаменитая программа "Алгарыш" (в переводе с татарского - "Прогресс"). Считаю, что эти задачи я более-менее исполнил, а потом пришлось переключиться на аккумуляторный проект. Нами в КГУ разработаны химические источники энергии для транспортных систем нового поколения.
У любого двигателя - две серьезные проблемы: выхлопы, от которых задыхаются города, и стоимость бензина. Поэтому мир уже совершил необратимый переход от двигателей внутреннего сгорания к гибридному приводу. Который позволяет тронуться машине с места за счет аккумулятора, не сжигая бензин. Так что сердцем завтрашнего автомобиля будет уже не двигатель. Пусковые токи нашего аккумулятора в 1,5 раза больше, чем у лучших аналогов. Так что мы совместно с челнинской компанией "Химуксэнерго" хотим создать научно-промышленный комплекс по их серийному производству. Кстати, таких проектов, готовых к запуску, у нас несколько.
- Но сможете ли вы заниматься ими и наукой, став чиновником такого ранга?
- Это будет чрезвычайно сложно. Но у меня очень талантливые ученики: это и аспиранты, и пять кандидатов наук, двое из которых сейчас идут на докторскую. Научные проекты будут доводиться ими, а я буду стараться приходить поздно вечером в субботу, быть, выражаясь спортивным языком, играющим тренером. Ведь это и для министерской работы чрезвычайно важно чувствовать, что происходит, изнутри.
Я своего сегодняшнего аспиранта не променяю и на двух заморских. У меня были ученики и из Северной Америки, и из Европы, так что есть с чем сравнивать, наши - талантливее. Нам бы чуть-чуть американской предприимчивости и чуть-чуть европейской дисциплины - горы свернем!
- А у вас в школе двойки были?
- Были, могу больше сказать: где-то до седьмого класса я был вообще очень плохой школьник по традиционным меркам. А потом (наверное, это судьба) мне стало невероятно интересно учиться! Настолько полюбил книги, что вот иду откуда-то, вспоминаю, что дома меня ждет моя книга, и хорошо на душе. Вот сейчас в третий раз перечитываю замечательную книгу умнейшего человека Ли Кван Ю "История Сингапура: из третьего мира в первый". Скачал из Интернета и распечатал, получилась огромная пачка бумаги, я для нее специально сумку держу и время от времени читаю.
- А со спортом дружите?
- До назначения каждое утро бегал на лыжах в лес. В университете мы иногда играли в футбол. А вообще-то я крепкий боксер, занимался этим пять раз в неделю с 5-го по 10-й класс. Жил я не в самом благополучном районе нормальной мальчишеской жизнью, так что навыки применять приходилось, к примеру девушек защищать. Считаю, единоборства - это очень полезно, в отличие от командной игры здесь не на кого свалить вину за поражение и, если соперник тебя бьет, не убежишь - отвечать надо.
- Какие задачи поставил перед вами президент РТ?
- К 1 августа мы должны разработать принципиально новую комплексную программу развития образования РТ, она рассчитана на пять лет. Надо быть реалистом: лучшим мировым стандартам наша система в 2015 году соответствовать не будет, но это точно будет лучший стандарт в Российской Федерации.
У нашей системы образования есть колоссальные богатства: это тысячи детсадов, школ, училищ, вузов, которые нужно привести в соответствие с вызовами XXI века. Наши слабые места - в устаревших базе и технологиях, в том, что квалификация педагогических кадров отстает от передового мирового опыта. Например, даже в ведущих университетах образовательный процесс основан на чтении лекций с мелом у доски. А никто в мире так не преподает: везде процветает и очень бурно развивается электронное образование.
Я в КГУ материал курса физики наночастиц оцифровал и выложил на сайт, там теперь есть все лекции и к каждой - дополнительный материал, отсканированы страницы учебников, студентам и искать не надо. На этом же сайте я могу зарегистрировать студентов, которые хотят учиться у меня, организовать для них онлайн-тесты, форумы. При этом студенты могут находиться один на Гавайях, другой - в Швеции, третий - в Мамадыше. Такая дистанционная форма обучения подходит уже сформировавшимся, взрослым людям, которым нужен не столько преподаватель, сколько знания.
Университет - это промежуточная стадия, где часть материала студенты могут изучать самостоятельно, а затем с педагогом обсуждать полученный материал, решать задачи на его основе. А вот в школе ребенку чрезвычайно важно как можно больше общаться с учителем: неокрепшей душе нужен индивидуальный подход. Ни в коем случае образование детей нельзя доверять электронным технологиям - их нужно использовать лишь как инструмент. Но когда мы продвигаемся от одного уровня к другому, доля электронного образования должна возрастать. А пока она у нас везде одинаковая. Это мы и будем менять.
- С курса "на оптимизацию" не свернете?
- Это ошибочный термин применительно к образовательной отрасли. Сегодня есть очень хорошая программа обеспечения доступности качественного образования нашим детям, включая детей на селе, которую почему-то называют программой оптимизации. У нас за последние пять лет количество выпускников сократилось в два раза, до 25 тысяч, а количество учителей за тот же срок в полтора раза выросло. На селе образовались малокомплектные школы, в которых, чтобы загрузить работой учителей, физику "поручают" уроки истории или литературы, и качество образования падает.
А еще есть школы, в которых ни спортзалов, ни компьютеров - уроки проходят в полуподвальных помещениях. Такие будем закрывать и возить детей пускай за 5 километров, но туда, где создадим условия.
- Детей увезете, а что с физиком-историком будет?
- Сокращения будут, но исключительно за счет людей пенсионного возраста. С одной стороны, хорошо, что в школах много людей с колоссальным педагогическим опытом, но проблема в том, что у нас слишком много пожилых.
Ирина ПЛОТНИКОВА
|