| Политика | 28.05.2004 |
Перевод на региональный
Куда Путин послал Татарстан?
Послания президента России Федеральному собранию принято анализировать, как доклад генерального секретаря ЦК КПСС, соображая, в какие конкретно кампании выльются провозглашаемые общие постулаты и кому что от этого будет. Трудная это, доложу вам, работа.
Спросишь иного интеллектуала: а что это Путин нынче имел в виду, произнося: "Доступность услуг образования и здравоохранения, возможность приобрести жилье помогут нам смягчить проблему бедности"? Что бы это значило, в самом деле: бесплатную раздачу квартир - а какая иная "возможность приобрести жилье" есть у бедного?.. Так нет же, президент говорит: приобрести за счет собственных накоплений и жилищных кредитов - а кто же даст кредит бедному?.. И прямо слышишь, как у вопрошаемого интеллектуала в голове начинает гудеть, как в пылесосе, который пытаются использовать для расчистки каменного завала. Жалко его делается. А с другой стороны, кому нынче легко?
Президенту, думаете, легче? Конечно, если бы он просто мог сказать: "Питер, я с тобой!", "Чукотка, терпи, хуже Абрамовича не будет!", "Ну, Татарстан, погоди, кончится финансирование под тысячелетие", "Крупные компании пусть молчат и ждут, что будет", "Всем правозащитным обществам - переквалифицироваться в общества защиты прав милиции и прокуратуры"... - но он же не может. Во-первых, протокол есть протокол. А во-вторых, если он так просто скажет, он у аналитиков последний кусок хлеба отнимет, и последняя политическая жизнь в стране прекратится. Это было бы негуманно.
Вот поэтому Владимир Путин уже в пятый раз дал стране возможность предаться любимой общенациональной забаве - толкованию речений власти. Вчера вместе со страной ей предавались я и мои собеседники-аналитики. Мы занимались переводом послания на региональный язык, т.е. пытались понять, какие перспективы оно открывает конкретно перед Татарстаном.
Самым большим оптимистом из собеседников оказался, как ему и положено по должности, госсоветник при президенте РТ Марат Сафиуллин. Он обнаружил в послании президента Путина то же самое, что сказал в своем послании президент Шаймиев, но на два месяца раньше. "Приятно, что наш президент ушел вперед как минимум на квартал", - пошутил г-н Сафиуллин. Он, к слову, является одним из авторов шаймиевского послания, но подчеркивает, что постулаты задавал сам президент. Вероятно, то же самое говорят про послание президента России путинские спичрайтеры.
- Я даже удивился, до чего близки постулаты обоих посланий про уровень жизни, социальную сферу... Правда, мы пошли дальше - Минтимер Шарипович сказал про региональную политику, а в послании президента России про нее почти нет, как и борьба с коррупцией не выделена отдельной темой. Зато про образование - будто писали с нашего послания! - говорит советник Шаймиева.
А я больше скажу: эти пассажи Путина про образование и здравоохранение наводят на мысль, что путинская разведка на протяжении последней пары лет внимательнейшим образом следила за Рустамом Миннихановым. "Качество продолжает снижаться, а затраты только растут" - это же они практически умыкнули любимого миннихановского конька!
- У нас это практически уже делается, - признает другой мой собеседник, председатель комитета Госсовета РТ по экономике Марат Галеев, - и теперь уж точно будет продолжаться. Укрупнение лечебных учреждений, сокращение числа сельских... Бюджетные затраты уменьшатся. Но повысится ли качество - это вопрос открытый...
Другой открытый президентским пассажем про "правовую базу частной медпрактики и оказания платных услуг" вопрос - не грядет ли приватизация лечебных учреждений? Лидер татарстанского отделения СПС Александр Таркаев говорит:
- Не думаю, что это может случиться в массовом масштабе и в ближайшее время. Деньги все хотят из бюджета получать: это приятнее и проще. Я думаю, над тягой к независимости от чиновника возобладает тяга к толстому государственному кошельку.
По поводу "проблемы обеспечения граждан доступным жильем" Владимир Путин сказал, что за это отвечают, наравне с правительством России, региональные и муниципальные власти. Марат Галеев считает, что определяющей будет все же федеральная программа:
- Шаймиев не раз говорил, что республика уже год ждет этой программы, чтобы иметь возможность подключиться к ней собственными ресурсами. Путин говорит: "самостоятельность и ответственность региональных и муниципальных властей" - так вот: самостоятельности не будет, ответственность возрастет.
Александр Таркаев напоминает, что "жилье - это вопрос доходов граждан" и что в этом смысле у республики есть значительные внутренние резервы:
- Меньше строить циклопических сооружений, больше платить народу. Путин говорит о необходимости перейти от управления расходами бюджета к управлению результатами. А мы уже призабыли о своем лидерстве в индикативном управлении, смысл которого как раз в этом заключался: деятельность и районных властей, и правительства должна оцениваться по тому, сколько людей живет выше или ниже черты бедности. Все это уже было придумано, но будет ли теперь реально включен механизм такой оценки - зависит только от политической воли власти.
Когда Владимир Путин сказал: "Важно разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов", я, как, вероятно, многие, вспомнила про Ходорковского. А телекамера показала зал и в нем - Айрата Хайруллина, при котором "Красный Восток" оптимизировал вовсю (и теперь тоже оптимизирует). А кто нынче не оптимизирует!..
- Любой более-менее здравомыслящий бизнесмен применяет налоговую оптимизацию, поскольку закон дает для этого возможности, - говорит Александр Таркаев. - Если закон написан неправильно, то отвечать за это должен законодатель, а не бизнесмен. Если бы президент имел в виду строгое следование закону, он и сказал бы: надо исполнять закон, но "разграничить"... Это означает возможность интерпретации закона, волевой интерпретации... Не одобряю этот пассаж.
И наконец, отсутствие слов о региональной политике г-н Таркаев расценил так:
- Региональная политика будет непубличной. Может, Путин уже не нуждается в общественном мнении для решения подобных структурных проблем. Возможности маневра субъектов Федерации с опорой на зарубежное мнение тоже можно считать неактуальными.
Марина ЮДКЕВИЧ
|