За последнее десятилетие людям нашей страны навешали такое количество лапши на уш ...



№ 154 (3096)
28 сентября 2005, среда
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура28.09.2005
Земное странствие
Все мы вышли из музея Горького

Антологию русской поэзии "Как время катится в Казани золотое..." представят публике 14 октября на традиционном поэтическом "Осеннем балу" в музее Горького.

Золотисто-коричневый том под обложкой с репродукцией картины Ирины Антоновой "Земное странствие" скрывает настоящее богатство. В антологию вошли произведения почти 150 авторов, как прославленных, так и малоизвестных. Имена Леонида Топчего, Вероники Тушновой, Рустема Кутуя, Равиля Бухараева, "лидера российских авангардистов" Константина Кедрова соседствуют со стихами талантливой молодежи - Альбины Абсалямовой, Анны Русс, Алексея Комлева...

Лилия Газизова мечтает
создать антологию довоенной
казанской поэзии

Идея сборника родилась в конце 90-х годов в литературном объединении при музее Горького под руководством легендарного Марка Зарецкого. Первоначально предполагалось, что в антологию войдут сочинения исключительно "горьковцев". Но неожиданно выяснилось: участником литобъединения был практически каждый второй состоявшийся поэт, или, как выразился старейшина поэтического цеха Геннадий Паушкин, "все мы вышли из музея Горького!". Так что, если добавить в сборник всего несколько достойных имен, получится развернутая панорама современной литературной Казани. Поэтому вполне логично, что "точкой отсчета" для составителя антологии Лилии Газизовой стало время появления самого литобъединения - 1940 год.

- Антология русской поэзии Казани - это не хрестоматия, - подчеркивает Лилия. - Мы стремились представить наиболее характерные тенденции, передать "дух времени", настроение и взгляды на мир каждого поколения.

Военная тематика и четкое ощущение недосказанности, цензуры - в стихах поэтов-фронтовиков, бунтарский дух и поиски новых идеалов - у "шестидесятников", пессимизм 80-х, углубленная в свой внутренний мир, "внесюжетная" лирика поэтов перестроечной поры - в сборнике есть место всему. Как признается Лиля, во время работы ее всегда ободряла сдержанная похвала Марка Зарецкого. Он, к сожалению, не дожил до выхода книги в свет, но успел просмотреть "черновой" вариант, сказав: "У каждого вы отобрали те стихотворения, которые необходимо было отобрать".

Собрать произведения стольких авторов - нелегкий труд. Иных уж нет, а те далече: кто-то умер, кто-то уехал за рубеж. На помощь Газизовой приходили родные, друзья поэтов, предоставлявшие для публикации необходимый материал. Свой вклад в составление этого сборника внесла и "ВК" - Владимир Рощектаев долгое время вел в нашей газете рубрику "Литературные вечера", где дебютировали молодые авторы. Появление части стихов - вообще счастливая случайность. Так было с Юрисом Михеевым: кем был, когда жил, чем занимался, выяснить составителю так и не удалось. В антологии о нем - лаконичная фраза "Ушел из жизни молодым в конце 60-х". И восемь самобытных, ярких строчек, которые вдруг всплыли в памяти Рустема Кутуя.

Принято считать, что поэта хлебом не корми - дай прочесть свои творения. Но некоторые, напротив, оказались слишком скромны и даже наотрез отказывались публиковаться, как, например, старейшая хранительница Национального музея Ираида Гольдшмитд, а другие имена могут впервые открыться даже профессионалам. Думается, многие поклонники музыки с удивлением узнают, что клавесинистка Елена Бурундуковская пишет лирику в духе поэтов тютчевской школы. А вот журналист Ирек Муртазин - рубленые строчки, своей энергичностью напоминающие русских футуристов.

Как рассказывает Лилия, чем больше она погружалась в работу над сборником, тем более увлекало ее желание поглубже узнать личность, историю каждого поэта. Составитель не скрывает, что порой к объективному восприятию поэзии примешивались и личные чувства: во время подготовки сборника к печати пришла весть о смерти Рустема Еналеева. Однокашник Газизовой по медуниверситету, он умер при загадочных обстоятельствах год назад. Отдавая дань его памяти, Лилия включила десять стихов врача-поэта, ранее нигде не публиковавшихся.

Есть в антологии место и любовным историям, и трагическим, и удивительным, почти мистическим совпадениям. Увидев в оглавлении словосочетание "Ольга Овчинникова", напечатанное дважды - не удивляйтесь. Действительно, в истории поэтической Казани присутствуют две Ольги: одна входила в объединение "АРС" Николая Беляева и, несмотря на тяжелую болезнь, писала жизнерадостные стихи. А спустя тридцать лет ее полная тезка и тоже - назло обстоятельствам - зажглась яркой звездочкой на российском поэтическом небосклоне.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Алия ЗИГАНШИНА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
28 сентября 2005, среда
Все статьи номера:
« предыдущий№ 154 (3096)следующий »

Горячие материалы
Елена МЕЛЬНИК

Политика
 

Экономика и цены
Валентина ПАХОМОВА

Медицина
Инна СЕРОВА

Правоохранение и криминал
Евгений АКСЕНОВ
Елена МЕЛЬНИК

Образование
Ольга МАЧНЕВА
 

Культура
Алия ЗИГАНШИНА
Все мы вышли из музея Горького
Алия ЗИГАНШИНА

Городские новости
 

Спорт
Сергей КОЗИН

Пресс-коктейль
 

Проблемы экологии
 
 

Социальные проблемы
Инна СЕРОВА
 

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 154 (3096)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет