| Культура | 28.09.2005 |
Спешите видеть
Художественное приношение человеку-загадке
Всего две недели пробудет в Государственном музее изобразительных искусств РТ выставка "Сяраку в интерпретации японских художников". Начиная с завтрашнего дня любители прекрасного смогут познакомиться с произведениями почти трех десятков графических дизайнеров и одиннадцати живописцев современной Японии.
Выставка состоит из трех частей: репродукции портретных гравюр Сяраку, постеры по их мотивам и работы, посвященные Сяраку. На ней также представлены постеры, картины, объемные работы современных японских мастеров, в которых они воплотили свою свободную интерпретацию этого выдающегося художника.
Казань оказалась в числе нескольких российских городов, которые удостоились чести лицезреть эту экспозицию. Прежде чем прибыть к нам, работы демонстрировались на международных биеннале в Венеции и Сан-Пауло, а в октябре выставку уже ждут в Испании.
Мастер гравюры укиеэ Тосюсай Сяраку - пожалуй, самая загадочная личность в истории японского изобразительного искусства. Все, что о нем известно в наши дни: жил он в городе Эдо (современный Токио) и за период с мая 1794 года по февраль 1795-го создал более 150 работ, выделявшихся смелой и яркой манерой. Между тем Сяраку не принадлежал ни к одной известной школе укиеэ, а через десять месяцев после своего блистательного дебюта бесследно исчез - так же загадочно, как и появился.
В Японии бытует мнение, что под псевдонимом скрывался какой-либо из известных художников - среди претендентов назывались Оке Маруяма, Утамаро, Хокусай. По другой из версий, Сяраку на самом деле был актер театра Дзюробэй Сайто, но эти предположения так и не получили подкрепления. Часть из легенд о Сяраку связана с его пристрастием изображать актеров театра кабуки и кегэн.
В одном из трактатов, посвященном укиеэ, о Сяраку говорится, что он "делал портреты актеров театра кабуки, но, избрав недопустимо реалистичную манеру изображения, не пользовался долгой популярностью и смог продержаться лишь два года". После этого о Сяраку почти забыли, и только в начале XX века немецкий искусствовед Юлиус Курт выпустил книгу, которая послужила началом "бума Сяраку". Сегодня работы Сяраку хранятся в Британском музее, галерее Чикаго, галерее Метрополитен-музея и в других собраниях за пределами Японии.
Алия ЗИГАНШИНА
|